Закрыть бизнес

Как предпринимателю закрыть ИП?
Юрисконсульт Надежда Назарова заметила, что формально, для того чтобы закрыть бизнес, достаточно подать одно заявление. Но перед тем как подавать его в налоговую, важно пройти подготовительный этап. Ответственность гражданина по налоговым обязательствам, возникшим в период ведения бизнеса, переходит на него, как на физическое лицо. Поэтому первый шаг – запросить акт сверки расчётов с бюджетом через личный кабинет индивидуального предпринимателя на сайте ФНС. Налоговый орган подготовит акт в течение 5 рабочих дней.  Если есть неучтённый платёж или «удвоенный» налог, необходимо инициировать совместную сверку для устранения разногласий. Если задолженность подтверждена, её нужно погасить до подачи заявления о ликвидации. Сделать это можно через сервисы Федеральной налоговой службы или мобильный банк. После оплаты рекомендуется повторно запросить акт сверки, чтобы убедиться, что все суммы отражены корректно и задолженность обнулена.
Затем нужно уволить наёмных работников. Прекращение предпринимательской деятельности – это законное основание для расторжения трудовых договоров по инициативе работодателя (пункт 1 части 1 статьи 81 ТК РФ). Процедура требует строгого соблюдения сроков и порядка, иначе увольнение могут признать незаконным. Сотрудники должны быть уведомлены о предстоящем увольнении персонально под подпись не позднее чем за 2 месяца до даты расторжения договора. Для сезонных работников этот срок сокращён до 7 дней, а для тех, кто заключил трудовой договор на срок до 2 месяцев – до 3 календарных дней. При увольнении в связи с прекращением деятельности, отмечает юрисконсульт, каждому сотруднику выплачивается выходное пособие в размере среднемесячного заработка. Предприниматели не обязаны выплачивать средний заработок за второй и третий месяцы трудоустройства, как это делают организации. Эта льгота для индивидуальных предпринимателей прямо предусмотрена частью 2 статьи 178 Трудового кодекса РФ.
В последний рабочий день необходимо выдать работникам трудовые книжки или сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД, справку о сумме заработка за 2 календарных года и произвести окончательный расчёт с выдачей зарплаты за отработанное время плюс компенсацию за неиспользованный отпуск.
Потом нужно снять с учёта контрольно-кассовую технику. Федеральная налоговая служба снимает кассу с учёта в течение 5 рабочих дней (федеральный закон № 274). Подать заявление можно через личный кабинет ККТ на сайте ФНС через портал «Госуслуги» или лично в налоговой инспекции. Важно не затягивать с этой процедурой, советует юрисконсульт. Если касса числится зарегистрированной на уже несуществующего предпринимателя, у налогового органа появляется формальный повод для претензий.
Прямой обязанности рассылать официальные уведомления о прекращении деятельности у ИП нет, тем не менее деловой этикет и здоровая предусмотрительность диктуют необходимость письменно проинформировать партнёров.
Следующий шаг – закрытие дебиторской задолженности. Убедитесь, что все ваши покупатели и заказчики исполнили свои обязательства по оплате. Если оплата поступит после прекращения статуса ИП, она будет облагаться налогом на доходы физических лиц НДФЛ по ставке 13% и вам придётся подавать декларацию 3-НДФЛ до 30 апреля следующего года.
Аналогично нужно разобраться с кредиторской задолженностью: погасить все счета перед поставщиками, подрядчиками и арендодателями. Если закрыть долги деньгами не получается, возможен взаимозачёт встречных требований – при условии, что это соответствует характеру обязательств и не противоречит условиям договора. Зафиксируйте все договорённости документально, чтобы в будущем исключить спорные ситуации. Помните: после снятия с учёта вы отвечаете по долгам бизнеса всем своим личным имуществом – это правило закреплено в статье 24 Гражданского кодекса РФ. Поэтому лучше потратить на бумажную работу лишнюю неделю сейчас, чем годы на судебные тяжбы потом.
Когда все обязательства перед сотрудниками, бюджетом и партнёрами выполнены, можно приступать к самой процедуре ликвидации. По своей сути, этот процесс гораздо проще регистрации: достаточно подать заявление и дождаться пока ФНС исключит вас из реестра.
 

 

Ляна КЕШ

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

09.10.2026 - 18:19

Незаконопослушные гости

В Кабардино-Балкарии сотрудники подразделений по вопросам миграции и участковые уполномоченные полиции продолжают выявлять факты нарушений законодательства в сфере миграции.   

09.10.2026 - 18:16

Полиция сообщает

Вычислен майнер Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по КБР выявили 38-летнего жителя Нальчика, который, несмотря на законодательный запрет, на протяжении полугода занимался майнингом цифровой валюты. В посёлке Каменка он арендовал цокольное помещение под магазином, где установил два десятка устройств для добычи криптовалюты, которые подключил к электросети в обход счётчиков. 

09.10.2026 - 16:42

Контролирует не работодатель, а лечащий врач

Если работодатель узнал, что сотрудник на больничном уехал на отдых, может ли он как-то повлиять на выплату пособия, если в больничном нет отметки врача о нарушении режима? 

09.10.2026 - 16:41

Повод для проверки

Является ли преступлением постоянное неверное начисление платежей  водоканалом в сторону существенного увеличения ( вроде у нас есть долги) и кто должен нести за это ответственность?

09.10.2026 - 16:23

Организация незаконного пребывания в РФ плюс организация притона

В ходе реализации оперативно-разыскных мероприятий сотрудниками УФСБ России по КБР во взаимодействии с МВД по КБР пресечена противоправная деятельность жительницы Эльбрусского района и двух иностранных граждан, причастных к организации незаконного пребывания в Российской Федерации иностранцев, а также организации занятия проституцией и вовлечение в занятие проституцией.