Больше урожая, меньше времени на его получение и возможность достаточно быстро компенсировать вложенные затраты, а значит, более высокая в сравнении с традиционными технологиями экономическая эффективность – вот отличие интенсивного садоводства от привычного способа выращивания фруктов.
Торговый дом «Базис» круглый год поставляет яблоки из собственных интенсивных садов в разные уголки России. Однако фруктами производство не ограничивается.
– Начинали мы с посадки интенсивных садов в 2008 году. До нас на Северном Кавказе никто не занимался интенсивным садоводством, и люди смотрели на нас, мягко говоря, с недоверием, пока через год-два мы не получили первые результаты, – рассказывает коммерческий директор Алла Дячкина. – Первый сад мы заложили в с. Исламей на 130 гектаров, потом в Кременчуг-Константиновском, стали развивать дело в республике. В то время в России никто не производил нужных нам материалов для закладки сада, поэтому привозили их из Европы. Руководство компании приняло решение строить производство здесь, чтобы удешевить первоначальные затраты на закладку сада. Так, в 2010 году начали производить шпалерные столбы и комплектующие, запустили первую линию. Сейчас у нас четыре производственные линии суточной мощностью 3640 столбов длиной 4,5 метра. Тросы закупаем у «Северстали». В 2013 году создали питомник современных сортов фруктовых деревьев, мощность которого 1,2 млн саженцев, на следующий год закладываем уже 2,5 млн саженцев. До 2008 года было заложено 1000 гектаров садов, потом приступили к строительству фруктохранилища, для которого понадобилась пластиковая тара, и руководство приняло решение построить пластиковый завод «Строймаш». В 2017-м запустили производство противоградовой сетки, и сейчас завод выпускает в год миллион квадратных метров сетки.
– Оглянёмся назад: когда, по-вашему, было проще начать своё дело – лет десять назад или сейчас?
– В данное время, конечно, больше возможностей начать своё дело: есть множество программ поддержки садоводства и производства, субсидирование, мы можем получать различные услуги для бизнеса на безвозмездной основе. Например, центр поддержки экспорта регионального фонда «Центр поддержки предпринимательства КБР», учреждённый Минэкономразвития КБР, реализуя нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», помог нам подготовить и перевести на английский язык презентационные материалы, а также организовал наше участие в бизнес-миссии в Азербайджан в 2019 году. Благодаря этому мы сэкономили финансовые средства и заключили контракт, о нас узнало ещё больше потенциальных клиентов за пределами Кабардино-Балкарии.
– Куда поставляется ваша продукция?
– Наши заказчики – Чечня, Дагестан, Ингушетия, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская, Тамбовская, Липецкая, Воронежская, Смоленская, Тульская, Брянская и Белгородская области, поставляем продукцию даже в Алтайский край, Казахстан, Узбекистан, Армению, Грузию.
– В чём, по-вашему, секрет успеха?
– Во-первых, нужно чётко осознавать цель, которую собираешься достичь, понимать пути её достижения. Во-вторых, нужна хорошая команда, в которой люди работают сообща. И, наконец, навыки ведения бизнеса, без которых сегодня сложно что-либо воплотить в жизнь. Наша команда обладает этими качествами, что подтверждается успешностью реализации проектов компании. Коллектив у нас сплочённый, стабильный, работоспособный.