IT-турист

Студенты КБГУ Ильяс Ниязов, Самат Жабелов и Мухамед Кетов разработали проект программного приложения, способного вести статистику посещения особо охраняемых природных зон.
Проект называется «IT-турист» и работает с данными сотовых операторов и социальных сетей. По словам руководителя проекта Ильяса Ниязова, их продукт адресован как потенциальным посетителям курортов, так и реализующим туристический продукт турагентствам, а также ответственным за туристическую отрасль чиновникам. В последнее время широкое распространение получил экотуризм. Самым популярным местом посещения экотуристов являются особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки, природные комплексы. В КБР находится сразу несколько особо охраняемых природных территорий, включая национальный парк «Приэльбрусье» с его восхождениями на горные вершины, пешими, конными и комбинированными маршрутами, «горнолыжкой». Посетить национальный парк можно как самостоятельно, так и заказав тур в агентстве.
Туристы, прибыв в Приэльбрусье, рассредоточиваются по отелям, базам, а затем отправляются по интересующим их маршрутам. Очевидно, детализация этого процесса очень важна для всех его участников. Например, имея на руках подобную информацию, те, кто продвигает туристический продукт, смогут получить «обратную связь» от туристов, узнать наиболее популярные направления и развивать их, одновременно разрабатывая новые предложения для ещё неосвоенных сегментов.
– Между тем произвести расчёты весьма затруднительно из-за неконтролируемых мест входа, – рассказывает Ильяс Ниязов. – Ранее это пытались делать с помощью анкетирования. Мы же решили делать аналитику с помощью программы, использующей геоданные сотовых операторов и социальных сетей.
Например, массу полезных сведений о туристах можно получить из так называемой «тепловой карты», которая даёт проекцию любой территории в любой период времени. Каждый обладатель мобильника на этой карте представляет собой отдельную точку, которые нетрудно посчитать, получив таким образом данные о количестве посетителей, а коды сотовых операторов подскажут, из каких регионов эти туристы приехали. С такими данными на руках можно составлять графики плотности посещаемости наиболее привлекательных объектов, причём на длительные сроки.
– Конечно, существует вероятность ошибиться, потому что не все, кто отображается на карте, автоматически являются туристами, – отмечает Ильяс Ниязов. – Это могут быть как местные жители, так и работники инфраструктуры или обслуживающий персонал. На этот случай мы придумали специальный алгоритм: если номер телефона отображается менее семи дней, то он, вероятнее всего, принадлежит туристу, поскольку они приезжают чаще всего именно на такой срок.
Идея проекта появилась у разработчиков в ходе работы в рамках хакатона – специального форума, во время которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения сообща решают какую-либо проблему на время. По сути, мероприятие представляет собой «мозговой штурм», длящийся иной раз по двое суток, в течение которых участники даже не спят.
– Хакатон «World AI & Data Challenge» состоялся в прошлом году, был запущен Агентством стратегических инициатив и направлен на решение глобальных социально-экономических задач с помощью технологий обработки больших данных и искусственного интеллекта, – рассказывает Ильяс Ниязов. – Мы стали победителем второго его этапа. Лучшие задачи, отобранные экспертным жюри конкурса, были представлены участникам для решения как в рамках хакатона, так и для самостоятельной доработки после мероприятия.
В рамках самостоятельной работы авторы проекта решили обратить внимание на соцсети. Ведь сегодня там можно почерпнуть больше сведений, чем из любого досье и «личного дела».
– Задавая определённые параметры поиска, мы можем узнать, сколько публикаций было сделано об искомой территории – допустим, о Приэльбрусье, – поясняет Ильяс Ниязов. – Нейронная сеть на основании текста под снимком выявляет эмоциональную оценку автора – положительную, отрицательную или нейтральную, а также составит профиль туриста: возраст, пол, предпочтения. Так мы определяем, кому, когда и где у нас понравилось, чтобы в дальнейшем формировать из этих людей целевую аудиторию и в ней продвигать туристический продукт.
Проект уже работает в формате веб-приложения. На сайте можно ознакомиться с «тепловой картой» и сделать аналитику на основе составленной нейросетью обработки данных соцсетей. Теперь в планах авторов – создать ряд опций для туристов, которые, пользуясь приложением, смогли бы получать свежие данные об объектах туристической инфраструктуры, о новых маршрутах. Также разработчики намерены создать функцию «фотопойнт», способную на основе анализа фотографий в соцсетях находить наиболее популярные для фотосессий места. Всё это в дальнейшем планируется оформить в формате приложения для мобильных телефонов. Завершить проект авторы рассчитывают в течение шести месяцев.

Асхат МЕЧИЕВ
Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

15.05.2021 - 08:05

Школа права для молодых

В Государственной национальной библиотеке КБР им. Т.К. Мальбахова состоялись региональные молодёжные дебаты, посвящённые Дню местного самоуправления. Дебаты стали итоговым мероприятием социального проекта «Школа права».

13.05.2021 - 08:22

Тренинги на тысяче ступеней

Станции нальчикского терренкура станут площадками городского Дня тренинга, организует который Ассоциация молодёжи Нальчика.

13.05.2021 - 08:13

«Студвесна» в КБГАУ

Праздник весны, молодости и хорошего настроения – именно так можно назвать любой фестиваль «Студенческая весна». И этот конкурс в Кабардино-Балкарском государственном аграрном университете имени В.М. Кокова, конечно же, не стал исключением. Участие в нём приняли пять команд, представляющих различные факультеты.

13.05.2021 - 08:03

Молодёжные исследования и инициативы

На площадке Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук прошла первая республиканская научная конференция «Молодёжные исследования и инициативы».

12.05.2021 - 08:39

«СтартМашук» прошёл в Кисловодске

В лагере «Сосновый бор» в Кисловодске успешно прошёл «СтартМашук» – аналог популярного молодёжного форума «Машук», ориентированный на детскую целевую аудиторию.