Цифровизация необратимо охватывает весь мир, и мы уже не представляем жизни без пластиковых карт и онлайн-платежей. Это избавляет нас от очередей в организациях, где нужно оплатить коммунальные услуги, а порой даже от необходимости посещать магазины, ведь товары и доставку также можно оплатить онлайн. Для того чтобы чувствовать себя в цифровом мире комфортно, важно помнить о правилах безопасности.
Под новые условия жизни умело подстраиваются мошенники. Уловки их становятся всё тоньше, а наглость, с которой они выманивают деньги, – всё отчаяннее. Мошенники, как правило, прекрасно разбираются в человеческой психологии и часто выбирают образ, вызывающий доверие: во время звонка представляются сотрудниками банка, обращаются по имени и отчеству, называют фамилию, номер и срок действия карты. Сложно не поверить, что с вами говорит сотрудник банка. Тем более, что и звуки на фоне звонка соответствующие – мошенники умело имитируют работу настоящих банковских работников, говорят уверенно и используют соответствующие термины. Всё это вкупе с неудобным для вас временем звонка (поздно ночью или рано утром, когда вам сложно воспринимать информацию), словами о подозрительном переводе подталкивает владельцев денежных средств к необдуманным действиям. Как обезопасить себя от кибер-преступников и сохранить свои денежные средства? Об этом рассказывает заместитель управляющего отделением Банка России по Кабардино-Балкарской Республике Расул Балаев:
– Прежде всего задавайте вопросы. Уточните фамилию, имя и отчество сотрудника банка, название подразделения, скажите, что перезвоните позже и кладите трубку. Затем набирайте номер подразделения – важно набрать его самостоятельно, а не перезванивать. Дозвонившись, попросите соединить с тем сотрудником, данные которого вы узнали несколькими минутами ранее. Телефон «горячей линии», напомню, обозначен на обратной стороне банковской карты и на официальном сайте банка. Не перезванивайте и не отправляйте СМС на незнакомые номера. Как я уже говорил, звонить следует только по официальным контактам банка, самостоятельно набирая номер. Не паникуйте и не принимайте поспешных решений. Если у банка возникает подозрение, что контроль над средством платежа захватил злоумышленник, то он приостановит подозрительную операцию на срок до двух суток. За это время вы можете либо подтвердить действие, либо отменить его. Но принять решение нужно в течение 48 часов, иначе банк автоматически снимет блокировку, и операция будет совершена. Разумеется, никому и никогда не сообщайте личные данные и реквизиты карты (CVC/CVV-код на обратной стороне карты, коды из СМС и ПИН-коды). Называть кодовое слово можно, только если вы сами звоните на «горячую линию» банка. Старайтесь соблюдать эти несложные правила даже в стрессовой ситуации.