Пусть дают письменный отказ

Что делать, если получен отказ в госпитализации? Юрисконсульт Надежда Назарова заметила, что право на получение бесплатной медицинской помощи нередко приходится защищать. Если это правильно делать, ответственность понесут медицинские работники и целые учреждения, так как государство признаёт право граждан на качественные бесплатные услуги.
Правила, позволяющие решать проблемы, связанные с оказанием врачебной помощи, говорит юрисконсульт, содержатся в законе «Об основах охраны здоровья граждан», где перечислены действия фельдшеров, докторов при работе с пациентами. Они также зафиксированы в законе «Об обязательном страховании». Они есть и в Уголовном кодексе РФ, где предусмотрено наказание за отказ работать с человеком или небрежное отношение к жалобам обратившегося. Постановление Правительства №1492 гарантирует бесплатные услуги медработников населению. Приказы Минздрава №445 и №388 устанавливают порядок работы учреждений здравоохранения, скорой помощи.
Назарова подчёркивает, что законодатель не предусмотрел абсолютной возможности отказать пациенту. Единственная законная причина отказа в госпитализации – отсутствие угрозы жизни. Если её нет, человека направляют в поликлинику, в противном случае – в больницу. Важно только состояние обратившегося: если существует опасность для жизни, услуги оказываются в течение двух часов, иначе – возможно ожидание до десяти дней. Отказы из-за отсутствия талонов или специалистов запрещены. Следует также знать, что именно понимается под «угрозой жизни». Экстренная госпитализация показана при острой хирургической патологии и состояниях, требующих неотложных лечебно-диагностических мероприятий или круглосуточного наблюдения.
В медучреждение попадают двумя способами: на скорой помощи или по направлению лечащего врача. Первая ситуация говорит об экстренной необходимости, вторая – о плановом обследовании. Специалисты учреждения обязаны провести осмотр больного, заполнить карту, описать признаки недуга и собственные наблюдения. Размещать обратившегося в палату или нет, решает медик после обследования. Главным будет наличие показаний. Врач не имеет права отказать из-за отсутствия свободных мест. Минздрав определил, что при подобных обстоятельствах возможно оставить клиента в коридоре клиники, но не дольше 24 часов с последующим помещением в палату.
Если в больнице нет свободных мест, врачи должны поместить больного на дополнительную койку в палате или даже в коридоре. Требования дежурного показать полис, другие документы при экстренной госпитализации противоправны. Их могут привезти родственники позднее, главное, чтобы лечение началось вовремя.
Если больной направлен врачом, документы должны быть при нём. Разница состоит в срочности оказания услуг. Плановое лечение не требует спешки, и если доктор не находит признаков угрозы жизни пациента, он может отправить больного домой. Причины отказа в госпитализации описываются в заключении специалиста. Человек имеет право получить копию отказа, заверенную главным врачом медицинского учреждения. Это тот самый документ, который ляжет в основание для жалобы в вышестоящие инстанции или надзорные органы.
Если при обращении сотрудники клиники отказываются работать с пациентом, следует требовать от них письменного свидетельства, объясняющего их действия. Важно знать, кто именно отказал в приёме. Если это сделал врач, его ждёт дисциплинарное взыскание или наказание уголовного порядка в зависимости от наступивших последствий. Когда отказывают сотрудники регистратуры, ответственность понесёт медучреждение. Диспетчер экстренной службы не может отказать в направлении бригады скорой помощи. Подобный факт повлечёт за собой уголовную ответственность.
Куда обращаться, если больному отказывают в стационаре? Когда возникают проблемы с приёмом в стационар, необходимо выслушать объяснения, попытаться их опровергнуть, сославшись на права больного и предупредив об уголовной ответственности при ухудшении состояния. Следует просить вмешаться в ситуацию заведующего, главного врача, а ночью – дежурного доктора. Если они не помогли, следует позвонить по телефону экстренной службы – 112, 03, назвать свои анкетные данные, описать недомогание, обозначить, какое отделение и учреждение отказывает в госпитализации. Тогда больного перевезут в другую больницу.
Можно обратиться в Фонд обязательного страхования. Полис содержит все нужные сведения, необходимые для заявления граждан. Доступен звонок по круглосуточному телефону Росздравнадзора: 8-800-500-18-35. Даже если вы просто предупредите о намерении пожаловаться в федеральную структуру, назвав этот номер, это обязательно сработает, так как никому не нужна подобного рода огласка, причём на всю страну.
Если отказывают в стационаре в другом регионе, то правило одно для всех: действительный медицинский полис позволяет лечиться бесплатно на территории всей страны. Если жизни человека угрожает опасность, медицинский работник обязан её устранить бесплатно даже без страховки. В последнем случае реанимационные мероприятия будут проводиться до улучшения состояния пациента, затем его выпишут с рекомендациями о дальнейшем лечении по месту жительства. Если же специалист отказывается работать с клиентом из другого региона, следует вызывать скорую помощь, позвонить в надзорное ведомство.
Жалоба на врача пишется в случае, когда он нарушил права больного, отказав в госпитализации, проведении обследования и т.д. Она оформляется письменно в двух экземплярах. Сначала указываются данные руководителя врача, затем сведения об обратившемся: фамилия, имя, отчество, адрес, телефон. Текст не должен содержать грубых оскорбительных высказываний, суть проблемы следует описывать подробно, начиная с даты нарушения. В конце ставится подпись заявителя. Жалоба подаётся главному врачу через секретаря. Последний обязан поставить отметку о принятии документа на втором экземпляре, его необходимо оставить себе. Обращение можно отправить почтой или передать лично в надзорное ведомство. Пожаловаться можно в Росздравнадзор, Фонд медицинского страхования, Министерство здравоохранения, прокуратуру, полицию.
Нарушение прав пациента, которое привело к последствиям, связанным с материальными затратами на дальнейшее лечение, реабилитацию и тому подобное, требует составления соответствующего прошения. Претензия похожа на жалобу, общий стиль оформления не отличается. Указывается ведомство, которое должно рассматривать обращение, личные данные заявителя, суть проблемы, но в конце добавляется требование возместить ущерб или наказать виновных, либо объяснить причины нарушений. Обращаться в прокуратуру следует, когда в результате действий персонала больницы клиенту причинён вред: ухудшилось состояние здоровья; пришлось ампутировать конечности; потребовалась срочно операция и так далее. Надзор за работой учреждений здравоохранения возложен именно на это ведомство. Документ направляется прокурору по месту нахождения больницы.

Зинаида МАЛЬБАХОВА

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

06.12.2021 - 18:31

При взыскании задолженности

С 1 февраля 2022 года будет реализовано право граждан на ежемесячное сохранение денежных средств в размере установленного на территории России прожиточного минимума трудоспособного населения при осуществлении принудительного исполнения решений судов и актов специально уполномоченных органов. 

06.12.2021 - 18:30

Полиция сообщает

Два героя – две судьбы
Юные  воспитанники центра детского творчества «Эрудит» посетили музей истории МВД Кабардино-Балкарии. Ребята приняли участие в героико-патриотическом мероприятии «Два героя – две судьбы».

06.12.2021 - 17:03

Защитил ордер

Анжела К. обратилась в суд с требованием выписать из её квартиры без предоставления другого жилья нескольких человек. Хозяйкой жилья женщина стала после смерти отца. В трёхкомнатной квартире кроме него и дочери живёт и сын с женой и двумя детьми. Наследниками в итоге оказались двое взрослых детей.

02.12.2021 - 17:03

Неучтённые обстоятельства

Дальнобойщик не справился с управлением и устроил ДТП, серьёзно повредив грузовик и полуприцеп. Компания, на которую он работал, подала в суд, где с водителя взыскали ущерб порядка 450 тысяч рублей. Кассационный суд не согласился с вынесенными решениями и отправил дело на пересмотр.

02.12.2021 - 16:58

Не формально

Пользователи сайта в негативном ключе отозвались о работе юридической фирмы. Она обратилась в суд с иском к ООО, которое технически обеспечивало размещение информации на сайте. Юристы потребовали признания отзыва недостоверной информацией, удаления его с портала и компенсацию за пострадавшую деловую репутацию.