Вечер адыгских песен, экскурсия для детей, творческий перформанс прошли в Национальном музее КБР в выходные дни в рамках выставки Миланы Хацуковой «Обнаружение».
Адыгские песни под аккомпанемент виолончели
С небольшой музыкальной программой выступил Башир Хацуков. Композиции XIX-XX веков в его исполнении приобрели новое звучание – музыкант аккомпанировал собственному голосу на виолончели, а также дополнил звучание барабанными партиями.
Музыкальная история Башира Хацукова началась в детстве: он учился играть на гармошке и доуле. Вечер в музее – это его первое сольное выступление. Ранее он сотрудничал с такими коллективами, как «Hagauj» и «Jrpjej» в качестве вокалиста. Меломаны также вспомнят проект Башира Хацукова и Астемира Маршенкулова под названием «Bzu», сочетающий камерную и электронную музыку. К слову, визуальным оформлением проекта «Bzu» занималась супруга Башира Милана Хацукова.
Основная часть «музейной» программы – песни Бекмурзы Пачева, а также песни, написанные в период революции. Песни-плачи, песни-сетования, песни-рассказы, в которых раскрывается сама история, порой в мельчайших деталях. Каждая композиция звучала гипнотически неспешно, знакомые национальные мотивы и традиционный вокал в сочетании с глубоким звучанием виолончели и включениями ударных подарили старым песням абсолютно необычное, завораживающее звучание.
Музыкант отмечает, что освоение виолончели для него, до этого игравшего преимущественно на клавишных, оказалось сопряжено с трудностями.
– Всё началось с того как я услышал архивную запись исполнения народной песни именно с таким аккомпанементом, – рассказал Башир Хацуков. – Также мы познакомились с французскими музыкантами, которых пригласил в республику Булат Халилов – они в исполнении национальной музыки тоже использовали виолончель.
Партия виолончели в композициях, которые исполняет Башир Хацуков, повторяет оригинальную мелодию. А вот барабаны – это уже авторское дополнение, и, надо сказать, удачное. Отнести этот проект к какому-то определённому жанру достаточно сложно: сам музыкант признаёт, что, помимо очевидной фолк-составляющей, в нём есть и элементы эмбиента.
Выступление можно будет услышать в аудиоформате –в музее велась запись. Как сообщил музыкант, в рамках мини-концерта зрители услышали только часть композиций. Сейчас полным ходом идёт работа над альбомом, формирование концепции которого началось год назад. В него войдут песни Бекмурзы Пачева – музыкант отмечает, что они оказались ему ближе всего.
Экскурсия и перформанс
Экскурсию для детей по экспозиции провели Милана Хацукова и педагог-психолог Инна Емкужева.
– Будучи мамой пятилетнего ребёнка, в какой-то момент я почувствовала, что в музейном пространстве атмосфера зачастую не слишком дружелюбная для детей: нельзя бегать, прикасаться к экспонатам, – рассказала Милана Хацукова. – Для ребёнка музей становится каким-то скучным местом, где вообще ничего нельзя и непонятно, что происходит. Хотелось изменить такое отношение.
Художницу вдохновили адаптированные детские программы и специальные гиды, успешно работающие в музеях различных городов. Помощь в подготовке детской экскурсии оказала Инна Емкужева – профессиональные навыки помогли ей найти верный подход и те темы, которые позволят детям чувствовать себя комфортно.
Начали экскурсоводы с самого простого – материалов. В зале установили стол, на котором можно было увидеть керамику в разных состояниях – от мягкого куска глины до уже готовых изделий. Все предметы можно было потрогать и взвесить в руке. Для многих ребят это было первое знакомство с керамикой, и, конечно же, им было очень интересно.
– Принципиальное отличие от взрослой программы как раз в том, что мы сбрасываем философию, не доходим до неё, обсуждая всё на уровне материалов, ассоциаций с формами и цветами, – объясняет Милана. – Мы находим в этих работах разные поводы для бесед, порой дети сами подкидывают темы и идеи.
Закончилась экскурсия на творческой ноте – детям предоставили возможность расписать картон так, как им хочется. Сама Милана собирается продолжать подобные программы для детей в рамках других проектов.
Затем проявить творческие способности смогли и взрослые. В этот раз зрителей ждал перформанс от художницы Миланы Халиловой. Широкой аудитории она прежде всего известна благодаря своим работам из войлока, сочетающим традиционное ремесло с современным искусством. Все желающие могли поучаствовать в создании единого объекта с помощью ткацкого станка. Однако ниток, как в традиционном гобелене, не было. Вместо этого были войлочные обрезки, бумага, ткань или даже детские игрушки. Процесс создания единого целого общими усилиями, поиски гармонии в, казалось бы, несочетаемом – это определённо ценный и необычный опыт, к которому хочется вернуться.