|
«Стрекоза»
25 ноября, 2024 - 14:54
Александр Розенбаум выступал в нашей республике неоднократно и собирается вернуться сюда снова. Информация об этом размещена на персональном сайте автора и исполнителя. В следующем году он планирует дать концерты в Кабардино-Балкарии и Ставропольском крае.
На Кавказе у Александра Яковлевича немало поклонников, и ничего удивительного в этом нет. Розенбаум – настоящий мужчина, с несгибаемыми принципами и твёрдой жизненной позицией. В наших краях такие люди всегда пользовались уважением. Добавьте сюда незаурядный талант и песни, в которых каждое слово находится на своём месте.
Для него стихи и музыка – единое целое. Вот что пишет об этом сам автор: «Как часто ночью в отзвуках шагов/ Строфа дрожит, шатается и рвётся…/ Мне стих без музыки так редко удаётся –/ Я должен слушать музыку стихов./ Я должен чувствовать мотив своей души,/ Слова без музыки мертвы в моём искусстве,/ Как без солдата мёртв окопный бруствер –/ Один он никого не устрашит./ Как надо понимать звучанье фраз:/ Где крикнуть, где шепнуть на верной ноте?/ Стихи и музыка, вы песня – плоть от плоти!/ Стихи и музыка – не разделяю вас!..».
…На его концертах в Нальчике в буквальном смысле было не протолкнуться. Любителей творчества Розенбаума в нашем городе хватает, и эти симпатии имеют давнюю историю. В школе почти все мои приятели слушали его песни. В основном это был «Одесский цикл». «В один из дней с улыбкой на губе,/ В широком, как шаланда, экипаже/ До Лейба, не последнего из граждан,/ Доехал Ося, ничего себе./ В горошек «киса» стиснула кадык,/ Манжеты только утром как от прачки./ Лейб Маркович почувствовал задых/ И слабость членов, как во время качки…», - неслось из колонок в основном советского производства.
Магнитофонные записи той поры оставляли желать лучшего. Иногда трудно было разобрать слова, но мне в этом смысле повезло. Мой родственник работал в студии звукозаписи в Москве, и я слушал Розенбаума в отличном качестве. Песни эти по большей части были шуточными и отсылали к рассказам Бабеля. Позднее Розенбаум признался, что не придавал им большого значения, но всенародную славу своему автору они все-таки заслужили…
В начале восьмидесятых о нём ходили легенды. Про Розенбаума рассказывали совершенно немыслимые вещи. Например, что он сидел в сталинских лагерях. На самом деле в марте 1953 года, когда умер Сталин, будущему артисту не было даже двух лет.
Он родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде в семье студентов Первого медицинского института. Через год после его появления на свет, родители окончили учёбу и уехали в Восточный Казахстан. Отец – Яков Розенбаум – был главным врачом городской больницы, а мать – Софья Миляева – работала акушером-гинекологом. В течение шести лет они лечили жителей небольшого городка Зыряновска. В это время в семье родился ещё один мальчик – Володя. Впоследствии Александр Яковлевич посвятил младшему брату несколько песен. В одной из них есть такие слова: «Брат мой, у тебя сегодня день рожденья,/ Извини, что снова далеко я,/ Но и врозь всегда мы вместе – ты моя кровь./ Брат мой, ты весной рождён, а я осенний./ Никогда мне не найти покоя,/ Потому вот я бываю резок порой…». Владимир Розенбаум умер в июле 2005 года, и его старший брат тяжело пережил эту утрату.
…Вернувшись в Ленинград из Казахстана, Розенбаумы жили в доме на Невском проспекте. Александр неплохо учился и занимался в художественной самодеятельности. Он окончил музыкальную школу. Посещал секции бокса и фигурного катания. Соседом его бабушки был гитарист Михаил Минин, который дал подростку первые уроки игры на гитаре.
Получив аттестат зрелости, Розенбаум последовал родительскому примеру и поступил в Первый медицинский институт. Артист не забывает свой вуз и ежегодно даёт там благотворительные концерты.
Окончив институт по специализации «анестезиология и реаниматология», Александр стал врачом «Скорой помощи» на Первой ленинградской подстанции. Позднее он напишет об этом шуточную песню: «Светофоры, дайте визу,/ Едет «скорая» на вызов./ Кто-то на Пушкарской задыхается./ Есть тревога на лице,/ Есть магнезия в шприце,/ Щас она там быстро оклемается…/ Девять-девять, восемь-восемь,/ Снисхождения не просим,/ Трудимся, как негры на плантациях,/ Самая передовая,/ Образцовая, лихая – Первая гвардейская подстанция…».
Песни он начал писать с 1968 года, в основном для студенческих капустников и спектаклей. Позднее выступал в составе музыкальных коллективов: «Адмиралтейство», «Аргонавты», «Шестеро молодых», «Пульс». Его сольным дебютом стал концерт в Доме культуры МВД имени Дзержинского, который состоялся в октябре 1983 года. Когда встал вопрос о выборе между эстрадой и медициной, Розенбаум выбрал музыку.
В 80-х годах он неоднократно посещал с концертами Афганистан и написал несколько пронзительных песен про эту войну. Самая известная из них – это «Монолог пилота «Черного тюльпана»: «В Афганистане, в «Чёрном тюльпане»,/ C водкой в стакане мы молча плывём над землёй./ Скорбная птица через границу/ К русским зарницам несёт ребятишек домой./ В «Чёрном тюльпане» те, кто с заданий/ Едут на родину милую в землю залечь/ В отпуск бессрочный, рваные в клочья/ Им никогда, никогда не обнять тёплых плеч…».
Александр Розенбаум – многогранный автор. В его репертуаре есть песни о моряках и врачах, криминальных авторитетах и милиционерах, белогвардейских офицерах и казаках, декабристах и героях Великой Отечественной войны…
Особое место в его творчестве занимает еврейская тема. Александр Яковлевич не отказывается от своих корней, хотя и не «делает из этого культа». Пожалуй, самая известная песня в этом цикле «Еврейский портной»: «Тихо, как в раю…/ Звёзды над местечком высоки и ярки./ Я себе пою,/ А я себе крою./ Опускайся, ночь./ Отдохните, дети, день был очень жарким./ За стежком стежок./ Грошик стал тяжёл./ Ой, вэй!/ Было время, были силы,/ Да уже не то./ Годы волосы скосили,/ Вытерли моё пальто./ Жил один еврей, так он сказал, что всё проходит…».
Как исполнитель он ближе к Высоцкому, чем к Визбору, Галичу или Окуджаве. Хотя сам Александр Яковлевич считает, что он работает в жанре «Розенбаум». Его песни и вправду всегда узнаваемы, и творчество этого артиста не спутаешь ни с каким другим.
Свои песни Розенбаум исполняет на двенадцатиструнной гитаре. Это, как сейчас любят говорить, его «фишка»…
Артист принципиально считает себя ленинградцем, а не петербуржцем. Он патриот своего города и своей страны.
В декабре 2015 года его гражданская позиция привлекла внимание киевского режима. Розенбаума включили в чёрный список российских артистов, являющихся персонами нон грата на территории Украины. Как заявил музыкант в эфире одной из телепрограмм, «сейчас приличному человеку неприлично не быть в этом списке».
В 2022 году Розенбаум заявил, что «не считает свободой, когда люди не могут высказывать своё мнение в угоду меньшинству, которое оккупировало своей идеологией Украину». По его глубокому убеждению, «на самом деле оккупанты – это Западная Украина, прокачанная деньгами коллективного Запада».
Несколько лет назад в репертуаре певца появилась ещё одна песня. По словам Розенбаума, стихи к ней написал обычный человек, житель Казахстана, Олег Русских. Александр Розенбаум добавил в этот текст несколько своих четверостиший. Так появилась «Стрекоза» – песня, которая вряд ли оставит кого-то равнодушным: «Я увидел во дворе стрекозу,/ Дверь открыл и побежал босиком,/ Громыхнуло что-то словно в грозу,/ Полетело всё вокруг кувырком./ Пеплом падала моя стрекоза,/ Оседал наш дом горой кирпича,/ Мамы не было, а папа в слезах/ Что-то страшное в небо кричал./ Зло плясали надо мной облака,/ Мир горел, его никто не тушил,/ Кто-то в хаки меня нёс на руках,/ Кто-то в белом меня резал и шил./ Я как мог старался сдерживать плач,/ Но когда вдруг в наступившей тиши/ Неожиданно заплакала врач,/ Понял, что уже не стану большим…/ Мне терпеть уже осталось немного,/ И когда на небе я окажусь,/ Я на всех на вас пожалуюсь Богу!/ Я там всё ему про вас расскажу...».
03.12.2024 - 15:10 |
Недавно исполнилось 65 лет со дня создания регионального отделения Союза композиторов СССР – 5 октября 1959 года вышло постановление, согласно которому было образовано оргбюро Союза композиторов КБАССР. Через пять лет оргбюро было преобразовано в Кабардино-Балкарское отделение Союза композиторов РСФСР, позже в Союз композиторов КБР. В тот же период в нашей республике появляются первые профессиональные композиторы, создаются национальные оперы, балеты и симфонии.
|
30.11.2024 - 11:44 |
Осенний цикл концертов Государственная филармония им. Б.Х. Темирканова завершила удивительной программой, в которой прозвучали произведения Ф. Мендельсона и В. А. Моцарта. Она стала очередным праздником для всех любителей классической музыки. |
28.11.2024 - 14:39 |
Этот артист выступал в Нальчике дважды. Впервые он приехал сюда в 2009 году, на 285-летие столицы Кабардино-Балкарии. В честь праздника вход на его концерт был бесплатным.
|
28.11.2024 - 13:34 |
Внутренний монолог
Что интересно: именно ноябрь, как никакой другой месяц, богат на книжные даты, подарившие нам авторов, чьи герои с точки зрения педагогики вызывали, мягко говоря, сомнения и вопросы.
|
27.11.2024 - 16:31 |
Смелый полуторачасовой эксперимент провёл для своих поклонников актёр Балкарского государственного драматического театра им. К. Кулиева Марат Джаппуев – на сцене Музыкального театра состоялся моноспектакль «Маяковский».
|
|