В Нальчике прошёл четырёхдневный фестиваль городской культуры «Летняя платформа», программа которого включала лекции и выступления музыкантов, а также стрит-арт и обширную развлекательную часть.
Организаторами фестиваля выступили республиканский этнографический лейбл «Ored Recordings» и институт развития города – арт-зал «Платформа» при поддержке местной администрации городского округа Нальчик.
На четыре дня в Нальчик съехались лекторы, музыканты и художники из разных уголков России и даже из-за рубежа, чтобы поговорить о городской культуре и показать, что же это такое. Для нашей республики и для СКФО в целом фестиваль такого масштаба и направленности – совершенно новый опыт.
Впрочем, «Летней платформе» предшествовала серьёзная подготовка: весной в городе с успехом прошёл фестиваль «Atazhukin Sound», а в конце июля – фестиваль «Pre-Party». И на том, и на другом зрители могли познакомиться с частью артистов и проникнуться атмосферой. За всё это время место проведения мероприятий оставалось неизменным – танцзал, расположенный на отрезке между пешеходной частью улицы Кабардинской и входом в Атажукинский сад.
Помимо лектория и музыкальной программы участников ждали также игротека с настольными играми, самый настоящий скалодром с опытными инструкторами и яркий стрит-арт на пешеходной части улицы Кабардинской
На протяжении четырёх дней все желающие могли узнать много нового о музыкальных фестивалях, методах привлечения аудитории, моде, творчестве и благоустройстве города – обо всём этом рассказывали лекторы, имеющие внушительный багаж знаний и опыта. Также в рамках лектория демонстрировались небольшие документальные фильмы.
Музыкальная программа, как и всё остальное, поражала разнообразием, однако была составлена весьма гармонично: музыка одних исполнителей как бы перетекала в выступления других. В перерывах между выступлениями она не умолкала – об этом позаботился нальчикский клуб «Винил» с коллекцией ретро-пластинок.
В первый день на сцену вышли исполнители из Кабардино-Балкарии. Музыку, которую играет Елена Милосердова, организаторы характеризуют как камерный инди-поп. Исполнительница поёт свои песни, аккомпанируя на клавишных. Лиричные и образные тексты, запоминающийся высокий голос и пробирающая до кончиков пальцев музыка вместе создают нечто абсолютно волшебное.
Следующими на сцену вышли уже знакомые многим мастера неоклассики с элементами эмбиента и фолка – группа «BZU». Это один из самых необычных коллективов в республике. Проект имеет не только свой голос, но и сложившийся круг поклонников.
Музыкальная программа второго дня была посвящена гитарной музыке. Московская группа «Бром», играющая свободный авангардный джаз, смогла удивить публику нестандартной и немного сложной для восприятия музыкой, сильно поменяв традиционные представления о жанре.
Рок-группа «Unkle Krist» из Нальчика порадовала сочетанием таких стилей, как гранж и шугейз, запоминающимися мелодиями и хорошим вокалом. В прошлый раз эти же ребята участвовали в «Atazhukin Sound», но истинным поклонникам «Unkle Krist» известны с куда более ранних времён.
Завершился второй день выступлением гостей из Мурманска – «Деревянные киты» совмещают в своих песнях различные музыкальные эффекты, характерные для шугейза, элементы дрим-попа и нежный, немного инопланетный женский вокал. Такое сочетание позволяет получить на выходе качественную и интересную музыку.
На третий день настроение меломанам поднимал коллектив с загадочным названием «ЙФВЛ», что расшифровывается как «Yoga For Wine Lovers». Ребята играют инди-рок, в который вплетаются мотивы джаза, нео-фолка и что-то психоделически-блюзовое. Недавно они вернулись из тура по Италии и привезли свой второй релиз под названием «Пыль».
Ещё одни гости из Москвы – «USSSY» – любят экспериментировать, добавляя в традиционное звучание нойз-рока восточную этнику. В их песнях можно услышать афганские, узбекские и даже индийские мотивы, которые, как оказалось, способны сочетаться с шумовыми эффектами достаточно органично.
Четвёртый, завершающий день фестиваля тоже не подкачал. Уже выступавшие на «Pre-Party» «Jrpjej» («Эхо») снова смогли удивить и заворожить слушателей красотой звучания родной речи и национальных инструментов, умело придавая узнаваемым народным мелодиям новое, свежее звучание, но не теряя при этом аутентичности. Примечательно, что в составе «Jrpjej» есть участники нескольких интересных проектов: «Ored Recordings», «Bzu», «Жъыу» и «Хьэгъэудж гуп». Можно смело сказать, что это творческое сотрудничество оказалось весьма плодотворным.
Не менее восторженно зал принял французский дуэт «S’adouno» – виолончелист Антуан Сержан и скрипачка Марьюн Бративеилль из консерватории города Руана исполняют европейскую и кавказскую традиционную музыку в весьма нестандартной манере. Их интерпретации кавказского музыкального материала позволяют восхититься как изобретательностью исполнителей, так и многообразием музыкального языка, способного перенести элементы одной традиции в другую, сформировав при этом нечто абсолютно самостоятельное.
Завершился фестиваль экспериментальным диджей-сетом продюсера и музыканта «Vtgnike» из Владимира, выпустившего уже два альбома с лейблом «ГОСТ Звука».