Культурное наследие

Давно не подворачивался случай поговорить о литературе. Сейчас подвернулся – 13 июля родился Валентин Пикуль. К тому же и повод есть официальный – объявленный Годом культурного наследия 2022-й. А что есть литература, как не культурное наследие? 
Понимаю, что Пикуль – писатель достаточно неоднозначный. И критиковали его, и откровенно ругали, а один раз даже, пишут, избили на улице. Но хорошим писателем он от этого быть всё же не перестал. Поэтому, не слишком углубляясь в эпопеи со скандалами, просто постараюсь описать моё личное к нему отношение.
Каюсь – оно тоже не всегда было одинаковым. Помню, как в юности после прочтения его первого исторического романа «Баязет» (потом, кстати, достаточно бездарно экранизированного) я долго сидел под впечатлением, какого не помнил со времён прочитанного в детстве «Властелина колец» (прошу заметить: я сравниваю не романы, а впечатление от них). Через много лет, когда появился интернет, я полез туда, чтобы узнать, что же там было на самом деле. Каково же было моё удивление, когда я увидел, что изображённый в романе гнуснейшим предателем и вообще полным дураком Исмаил Хан Нахичеванский на самом деле – прославленный российский военачальник, кавалер кучи орденов, герой такой же кучи военных конфликтов, в пятидесятилетнюю годовщину службы под русским флагом получивший от государя императора звание генерал-лейтенанта, да ещё и телеграмму военного министра: «Государь Император, по случаю исполнившегося сего числа пятидесятилетия службы Вашей в офицерских чинах, Всемилостивейше соизволил произвести Вас в Генерал-Лейтенанты, с оставлением при войсках Кавказского Военного Округа и с производством жалования по чину из усиленного оклада по 2034 рубля в год».
А уж в ходе событий, о которых идёт речь в романе, то есть во время знаменитого «баязетского сидения», он и вовсе проявил себя как герой (если верить официальным историческим данным), потому что не дал выбросить белый флаг, который-таки вывесили, дав туркам повод приналечь на ворота, о чём есть интервью в газете «Кавказ» за 1895 год. Однако досталось от Пикуля и ему, и капитану Штоквицу. 
Почему же после всего этого я всё равно считаю Пикуля выдающимся писателем? Наверное, я просто его простил. Простил за все достоинства как «Баязета», так и прочих его романов, которые, как мне кажется, всё же перевешивают недостатки. В конце концов задача романиста состоит в том, чтобы погрузить в атмосферу эпохи. Именно это делает, например, «Игру престолов» прекрасным произведением о средневековье, хотя историзма в ней нет совсем. Согласен – лучше, если романист при этом ещё и не слишком наврал, а с «Баязетом» он, похоже, и правда перегнул. 
Ну так не «Баязетом» же единым! Ведь есть и знаменитый роман «Из тупика», где я впервые увидел незнакомое слово «плутонг» (совокупность орудий одного калибра на корабле). Да такие боевые сцены ещё поискать! Такое ощущение, что Пикуль даже слова кладёт, как тот же плутонг – снаряды: «В утробе корабля провыл мотор, и воздушный лифт плавно поднял в башню первый снаряд. Наверху он со вкусом чмокнул воздух, словно поцеловался с любимой пушкой. Проклюнувшись наружу зелёной головкой, снаряд застыл – весь в нетерпеливом ожидании. Это и был пристрелочный. За ним, за зелёненьким, как огурчик, уже лавиною хлынут через башню боевые, с красными шапочками на головах, нарядные, как игрушки…».
А море у Пикуля какое? Причём не просто море, а море, в котором воюют? «Громыхающая орбита войны охватывала земной шар от Дувра до Гонконга, и по этой орбите – зигзагами! – двигался русский крейсер первого ранга «Аскольд». «Аскольд» болтало у чёрта на куличках – там, где Россией и не пахло, – между Филиппинами и Японией, от Адена до Коломбо. В погрузку похоронили двоих: один задохнулся в бункере от угольной пыли, а второго убило разрывом перегнившего топенанта. В этом большом человеческом мире, где-то на морских перепутьях, затерялись русские письма. Писали их бабы, коряво и неумело, при свете лучинок, клеили жёваным хлебом, мочили слезой… Боже ты мой! До чего же далеко от деревни Ломтяево до обожжённой библейской Хайфы! Какой большой мир! Какое страшное время!».
А «Моонзунд», где «Лёд, лёд... всюду лёд. До весны вмёрзли дредноуты на рейдах Гельсингфорса – за частоколами скал и рифов, за постами неусыпной брандвахты. Россия только пленными уже потеряла 2 миллиона человек; одних лишь дезертиров она имела армию, способную удерживать собою целый фронт».
Я уж не говорю про «Реквием каравану PQ-17», где я прочитал про кошмар потерпевшего крушение – сигнал «Следую своим курсом». Это когда корабль не имеет возможности вытащить утопающих из воды (а дело происходит, на секундочку, в холодной Атлантике) и плывёт далее… прямо, бывает, по чернеющим в воде головам. 
Прощения просим за обилие цитат. Но они бьют похлеще залпов по истерзанному железом турецкому берегу. Может, поэтому и требовали читатели Пикуля, хотя в Советском Союзе было много писателей, работающих в схожем жанре? 
Да и претензии не всегда были заслуженными, откровенно говоря. Я ещё понимаю – за «Баязет». Но как насчёт другого его романа – «Нечистая сила»? За него автор, кстати, и был избит – якобы за то, что в нём в нелицеприятных подробностях описана жизнь Распутина. Но если Распутин такой хороший был, за что его отравить хотели господа во главе с князем Юсуповым? А когда не вышло отравить, то утопили? Тогда поищите Юсупова по Парижу, куда он благополучно потом эмигрировал, да попытайтесь избить за то, что хорошего человека утопил.
Впрочем, это всё – дело прошлое. Культурное наследие мерят не так. Вот цифры: за 40 лет литературной деятельности Валентин Пикуль написал более 30 романов и повестей. Даже смерть застала его за работой – над романом «Барбаросса». Общий тираж книг Пикуля составил более 500 миллионов экземпляров. Вот это я понимаю – наследие. Вполне достойное того, чтобы зваться «культурным».
 

 

Асхат МЕЧИЕВ

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

27.08.2024 - 16:57

В Тырныаузе модернизировали детскую библиотеку

В Тырныаузе в ближайшие дни откроется модельная детская библиотека Эльбрусского района, модернизированная впервые за 40 лет в рамках национального проекта «Культура».

25.08.2024 - 21:52

Характер южного пейзажа

В столице Северо-Кавказского федерального округа городе-курорте Пятигорске состоялось открытие четвёртой межрегиональной художественной выставки пейзажа «Радуга Юга». В ней принимают участие представители Кабардино-Балкарского отделения Союза художников РФ. 

25.08.2024 - 21:50

Стремительный взлёт «Лариды»

Очередной яркой победой запомнится уходящее лето участникам хореографического ансамбля «Ларида» детской музыкальной школы г. Чегема. Коллектив получил высшую награду фестиваля искусств «Золотая струна», который при поддержке Министерства курортов и туризма КБР прошёл в Эльбрусском учебно-научном комплексе КБГУ им. Х. М.

23.08.2024 - 14:27

С любовью о семье

В центре «Акрополь» состоялась презентация выставки работ Михаила Шемякина – «Михаил Шемякин. Художник из рода Кардановых».

19.08.2024 - 14:20

На выставке «Анэ. Посвящение матери»

Активисты общественной организации «Совет женщин г.о. Нальчик» вместе с детьми и внуками побывали в Национальном музее КБР на выставке, посвящённой 60-летию Хамида Савкуева – академика Российской академии художеств, заслуженного художника РФ, народного художника КБР, доцента кафедры рисунка, руководителя персональной учебной мастерской станковой живописи на факультете живописи Санкт-Петербургской академии художеств им. И.Е. Репина.