«Деньги ваши - будут наши!»

Очередная трагическая история с туристами на Ключевской сопке лишний раз напомнила о давно назревшей необходимости кардинальным образом реорганизовать туристическую отрасль, о чём серьёзно задумались после последнего случая на Эльбрусе. Как человек, неплохо знающий эту кухню изнутри, думаю, что догадываюсь, в чём тут главный корень зла.
Гидом в горах я, правда, не был. Я возил экскурсионные группы по Азии. Но суть от этого не меняется - подход к организации деятельности что там, что тут - одинаковый. Заключается он в том, чтобы взять с туриста по максимуму денежных средств и как можно дольше тянуть с их возвращением в том случае, если что-то пойдёт не так, как было запланировано. А в идеале - вообще ничего не возвращать.
Выглядит это примерно так. К примеру, турист приобрёл в местном турбюро (они там устроены примерно так, как и у нас) тур на какие-нибудь красивые местные острова. Или в джунгли. Заплатил деньги, получил квитанцию и ждёт себе часа «икс». Но дело в том, что даже в Африке идеальная погода стоит не круглый год. Зимой там вполне может быть холодное море и неслабые волны, поэтому яхта вполне может и не выйти в море. Но зарабатывать-то деньги турбюро хочет именно круглый год! И даже если там будут знать, что утром яхта в море стопроцентно не выйдет, деньги будут зажимать до последнего, обещать, что погода исправится («Поверьте бывалому, всё угомонится!»). Если не прокатит - будут уговаривать перенести выезд. А если турист не согласится и станет настаивать - вполне могут вернуть лишь половину стоимости тура, показав где-нибудь в уголке квитанции пару строк микроскопическим шрифтом, которым написаны условия возврата, из которых турист с удивлением узнает, что, если он отменяет тур за день до выезда,  ему положена лишь половина суммы, а если в день выезда - вообще ничего не положено. «Деньги ваши - будут наши!» Случай, мною только что описанный, - самый что ни на есть реальный.
Помню, как однажды в ночь перед выездом на остров, лежащий в сорока-пятидесяти минутах от побережья, какой-то проходящий за пару сотен километров тайфун вдруг испортил погоду на море. Это довольно жуткая штука, надо сказать. Небо абсолютно безоблачное, солнышко светит, как в пустыне Сахара, но при этом волны совершенно адские. А туристов у меня - полный автобус, то есть сорок с лишним душ. Лодка, посредством которой мы должны были до острова добираться, - соответствующих размеров. Погрузились, вышли. Минут двадцать всё было хорошо, но стоило выйти за акваторию бухты, как болтанка поднялась такая, что корма задиралась, как в фильме «Титаник», нос же в этот самый момент падал куда-то вниз, где предусмотрительно разверзалась такая водная пропасть, что тошнило от одного вида. А если смотреть не вниз, а вверх - взору открывалась очередная водяная гора, чтобы обрушиться прямо нам на головы. Туристы, сидящие впереди и наблюдающие поочерёдно то пропасть, то гору в непосредственной близи, доплыли до места назначения совершенно зелёные. Продолжалось всё это с полчаса, не более, но, поверьте, этого хватило, чтобы пару раз попрощаться с жизнью.
Коллеги рассказали, что такие приключения с ними происходили регулярно и однажды даже пришлось ночевать на острове, поскольку обратно доплыть получилось только на следующий день.
Остров этот вообще был больным местом. Следующей зимой там дул такой ветер, что пальмы гнуло к земле. Думаете, экскурсию отменили? Ничуть не бывало! Гидам только сказали предупреждать туристов перед посадкой в автобус, что на «острове дует и холодно!» Почему не сказали об этом ещё накануне? Правильно! Возврат половины суммы! А если учесть, что стоила поездка до 90 баксов с человека, а туристов на остров прибывает до трёх сотен за раз - понятно, отчего такая «забота»!
К чему я это? Да к тому, что происходит подобное сплошь и рядом, ведь главный принцип, которому свято следуют организаторы, - ни в коем случае нельзя отменять тур, потому что это грозит потерей взятых за него денег! Отсюда этот риск и до последнего лелеемая надежда на то, что погода исправится и на остров (гору) можно всё же будет плыть (восходить).
Поэтому реформировать это дело пора давным-давно. Иначе Эльбрусом и Ключевской сопкой не ограничится.
 

Азрет КУЛИЕВ

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

05.02.2025 - 12:40

Народный фронт подключился к проблеме жильцов многоэтажки

Больше полугода жители многоквартирного дома на улице Мальбахова, 17 в Нальчике не могут решить проблему протекающей канализации. Подвал МКД не просто затоплен, уровень скопившихся нечистот достиг полуметра. Такая длительная течь, по мнению граждан, может привести к усадке фундамента МКД, который уже нуждается в капремонте.

04.02.2025 - 17:39

В Северо-Кавказских регионах ожидается ухудшение погодных условий

Прогнозируется снег, скользкость проезжей части, ограничение видимости из-за тумана и осадков. В связи с этим ФКУ Упрдор «Кавказ» напоминает участникам дорожного движения основные меры безопасности при движении по зимней дороге.

04.02.2025 - 15:21

Важные аспекты совместной работы

Начальник Управления Росгвардии по КБР Сергей Васильев встретился с представителем школы №8 г. Нальчика Адальби Шидовым. Встреча прошла в рамках укрепления взаимодействия в области патриотического воспитания молодёжи.

04.02.2025 - 15:20

Вести из Баксана

Династия героев В рамках проекта «Династия героев» для детей участников специальной военной операции, который реализуется в республике, в прошлом году были организованы профориентационные встречи финалистов регионального этапа проекта с представителями различных министерств и ведомств и встреча с Главой Кабардино-Балкарской Республики Казбеком Коковым.

04.02.2025 - 15:16

Помощь, которая по силам каждому

Военнослужащие России располагают широким спектром военной техники, вооружений, боеприпасов, специальных средств и иного имущества для выполнения боевых миссий и задач в зоне проведения СВО.