Тема мусорной реформы более чем актуальна на сегодняшний день. Власти начали реформу по нескольким причинам: легализовать мусорный рынок, избавиться от нелегальных свалок (их, согласно данным Минприроды КБР, в республике более 140), искоренить нарушения экологического законодательства.
В начале реформы федеральные власти заявили, что в числе прочего планируется строительство около 200 мусороперерабатывающих заводов по всей стране. Первый год реформы дал территориальные схемы в регионах, которые чётко прописывают, куда надо свозить мусор и где строить сортировочные и утилизационные комплексы. Однако большая часть населения уверена, что с началом мусорной реформы и появлением региональных операторов ситуация в разы ухудшилась.
Во-первых, услуга подорожала, что для кармана абсолютного большинства населения плохо. Давайте попробуем разобраться, почему произошло подорожание. Одной из основных задач мусорной реформы является защита окружающей среды. Региональному оператору по обращению с ТКО (твёрдыми коммунальными отходами) удалось продвинуться в какой-то мере и решить эту задачу. С начала деятельности регионального оператора и прошедшие 11 месяцев текущего года «Экологистика» вывезла на полигоны более 266 944 тонн мусора. Если раньше нерадивые водители мусоровозов для экономии горючего могли разгрузить своё рабочее транспортное средство в ближайшей лесополосе, то теперь их зарплата напрямую зависит от того, сколько мусора они привезут на полигон. У регионального оператора по обращению с ТКО один подрядчик и одиннадцать субподрядных организаций по транспортировке твёрдых коммунальных отходов. Региональный оператор создал такую схему, при которой перевозчикам невыгодно пользоваться несанкционированными свалками, и весь мусор доходит до полигонов. Больше того, теперь встречаются случаи, когда водители мусоровозов из числа субподрядных организаций подбирают выброшенное в лесополосах или по просьбе населения забирают их мусор и привозят на полигон, чтобы увеличить свою заработную плату. Это, конечно, дополнительная финансовая нагрузка для регионального оператора, зато привезённые на полигон отходы уже не будут загрязнять окружающую среду.
Во-вторых, что касается тарифов: до мусорной реформы ценовую политику устанавливали перевозчики отходов и исходили из личной выгоды. Теперь же в тарифы заложены работы по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Наша республика поделена на три зоны, обусловлено это удалённостью транспортировки коммунальных отходов и необходимостью справедливого ценообразования. Первая зона (г. Нальчик, с.п. Нартан, Урванский, Черекский, Лескенский районы): плата за вывоз ТКО для жителей многоквартирных домов – 68,04 руб. чел./мес., для жителей частных домовладений – 72,12 руб. чел./мес. без НДС. Вторая зона (г. Прохладный, Прохладненский, Майский, Терский районы): плата за вывоз ТКО для жителей многоквартирных домов – 74,80 руб. чел./мес., для жителей частных домовладений – 79,29 руб. чел./мес. без НДС. Третья зона (г. Баксан, Баксанский, Зольский, Эльбрусский, Чегемский районы): плата за вывоз ТКО для жителей многоквартирных домов – 75,92 руб. чел./мес., для жителей частных домовладений – 80,48 руб. чел./мес. без НДС.
Для сравнения: в Республике Адыгея плата за вывоз мусора составляет 98,65 руб. с человека в месяц, в Республике Ингушетия – 99,17 руб., в Чеченской Республике – 84,96 руб., в Ставропольском крае – от 112 до 128 рублей, в Ростовской области – 112,27 руб. чел./мес. В городах Минеральные Воды, Ессентуки, Пятигорск, Железноводск, Кисловодск, Лермонтов, Невинномысск для жителей многоквартирных домов плата за вывоз мусора составит 143 рубля, а для собственников индивидуальных жилых домов – 160 рублей с человека в месяц.
Тариф для нашей республики установлен Министерством энергетики, тарифов и жилищного надзора КБР, и он один из самых низких по стране.
Необходимо понимать, что входит в определение «твёрдые коммунальные отходы». Согласно ст. 1 федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что к твёрдым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных бытовых нужд, также к коммунальным отходам относятся отходы потребления индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
К ТКО не относятся растительный мусор (отходы обрезки деревьев, ветки, опавшая и собранная листва, ботва), строительный мусор. Хозяева такого мусора должны сами позаботиться о вывозе его на полигон, а не засорять мусорную площадку, осложняя пути подъезда к ней, или заполнять подобными отходами мусорные контейнеры.
Кстати, о мусорных контейнерах: на сегодняшний день есть проблема их катастрофической нехватки в населённых пунктах Кабардино-Балкарии. Хотя в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах (МКД), утверждённый Постановлением Правительства РФ № 290 от 3 апреля 2013 г., входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО.
При этом под «организацией» понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Одновременно Минприроды России сообщает, что пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года №170, в числе прочих предусмотрен перечень обязанностей организации по обслуживанию жилищного фонда:
– установка на обслуживаемых территориях сборников для твёрдых отходов;
– содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов.
Организация и содержание контейнерной площадки невозможны без наличия на ней контейнера. Несмотря на то, что оборудование мест сбора коммунальных отходов контейнерами не входит в обязанности регионального оператора по обращению с ТКО, ООО «Экологистика» за свой счёт закупило и установило 450 мусорных контейнеров для ТКО по всей республике и 50 контейнеров для раздельного сбора мусора в Нальчике. Однако этого мало, муниципалитетам необходимо обратить пристальное внимание на решение вопроса организации мест сбора ТКО и оснащение этих мест необходимым количеством контейнеров.
Согласно Постановлению Правительства РФ №354 с 1 января 2019 года услуга по обращению с ТКО является коммунальной. Мусоровозы осуществляют вывоз ТКО по графику. Следовательно, оплата потребителями должна осуществляться с учетом действующих тарифов. Если граждане будут игнорировать требования по оплате за оказанную региональным оператором услугу, за ними будут накапливаться долги.
Несмотря на это, региональный оператор по обращению с ТКО «Экологистика» столкнулся с серьёзной проблемой сбора платежей от населения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Процент собираемости по республике ничтожно мал и составляет всего 29,3 процента от общей суммы оказанных услуг. При просрочке оплаты населением региональный оператор вынужден обращаться в суд за взысканием с должников суммы долга и судебных издержек. Кроме того, отказ от выплаты задолженности повлечёт начисление пени, а также грозит потерей субсидий.
Согласно действующему законодательству с 1 января 2019 года каждый предприниматель, юридическое лицо должен обратиться к регоператору с заявкой и пакетом документов для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Но практика показывает, что многие предприниматели не только отказываются подписывать договор, но и являются недобросовестными плательщиками. В данном случае регоператором проводится претензионно-судебная работа по взысканию задолженности. Абонент получает предупреждение (уведомление) с информацией о существующей задолженности по договору, которую он накопил. На её погашение региональный оператор дает должнику 20 дней, при этом продолжая оказывать коммунальную услугу. Если предприниматель или юридическое лицо не предприняли действии по ликвидации своей задолжности, регоператор обращается в суд.
На сегодняшний день складывается ситуация, когда региональный оператор, несмотря на все сложности, осуществляет полный цикл обращения с отходами (транспортировка, обезвреживание, утилизация, захоронение), неся при этом значительные расходы, однако не получает плату за оказанную услугу. Эта ситуация коренным образом влияет на стабильность работы регионального оператора. Отсутствие финансовой дисциплины у потребителей в Кабардино-Балкарии в настоящий момент очень осложняет работу регионального оператора, но благодаря принимаемым фирмой «Экологистика» мерам мусорная реформа продолжает набирать обороты.
Несмотря на все трудности, фирма «Экологистика» занимается и раздельным сбором мусора. На полигоне ТКО «Урвань» расположены две линии сортировки мусора суммарной мощностью 150 тысяч тонн в год. Планируется установка ещё двух мусоросортировочных линий. Кроме мусоросортировочных линий и пятисот мусорных контейнеров, региональный оператор приобрёл в лизинг 23 специализированные единицы мусоровозов.
Не остаётся в стороне региональный оператор и от общественной жизни в республике. За прошедший период он оказал помощь в организации и проведении десятков субботников, вдохнул жизнь в социальный проект «eco_mobil07». На днях очистили Нальчик от стихийно образовавшихся свалок - за два дня на полигон вывезено 128 КамАЗов растительных отходов (листьев, веток и другого мусора).
Ещё одно направление проводимой региональным оператором деятельности – разъяснительная работа среди населения. В ноябре прошли встречи с представителями муниципалитетов, управляющих компаний и ТСЖ многоквартирных домов в Прохладненском и Майском муниципальных районах. Специалисты «Экологистики» разъяснили особенности проводимой регоператором работы и ответили на вопросы населения и представителей муниципалитетов. В диалоге принимали участие представители СМИ и активные граждане. В ближайшие дни такая встреча пройдёт в Терском муниципальном районе.