Поймать звёздное небо в объектив

Наверное, вы не раз видели фотографии звёздного неба – таинственные туманности и чёрточки метеоритов. Со стороны кажется, что это очень сложно, однако если вы счастливый обладатель цифрового зеркального фотоаппарата и безграничного терпения, то у вас вполне может получиться сделать подобный снимок. О некоторых нюансах астрофотографии нам рассказала главный редактор детского журнала «Солнышко» поэт Дарья Шомахова.
Астрофотография существует довольно давно. Первые снимки луны и звёзд появились в 1847-м и 1850 годах, а туманность Ориона на плёнке впервые удалось запечатлеть в 1880 году. Кстати, пионерами этого направления далеко не всегда были исследователи, объективы к небу зачастую устремляли любители.
Современному человеку повезло – технологии шагнули далеко вперёд, цифровой фотоаппарат предоставляет куда больше возможностей, не нужно мучиться с проявкой и куда проще подкрутить настройки.
– Впервые сфотографировать звёздное небо я попыталась примерно в 2015 году, – рассказала Дарья Шомахова. – Первые опыты были довольно безуспешными. Тогда довольно сложно было найти в сети конкретные настройки, необходимые для такой съёмки. Настройки, которые я находила в бесплатных мастер-классах, не подходили. Звезды, конечно, видно было, но это были не те разноцветные туманности, которые мы привыкли видеть на снимках, а «плевочки», про которые писал Маяковский. Прошло несколько месяцев, мы поехали на Джилы-Су достаточно большой компанией. Среди нас была девушка, которая на своём опыте научилась такой съёмке. В принципе, человек, знакомый с настройками фотоаппарата, поймёт, как это сделать. Я же тогда чаще снимала в режиме «авто». Она мне и объяснила, как настраивать технику.
Для первых опытов начинающему фотографу понадобятся штатив и фотоаппарат. Ну и место подальше от города, где нет лишнего светового шума – фонарей, фар машин, светящихся вывесок и прочего.
– Для астрофотографии нам нужно увеличить выдержку (на фотоаппаратах она маркируется как «S») и настроить светосилу («ISO»). Чем выше показатель «ISO», тем светлее выглядит фотография. Похожая ситуация и с выдержкой – чем она длиннее, тем больше света попадает на матрицу фотоаппарата. Между этими двумя настройками важно найти золотую середину. Звёзды – это не статичный объект, они движутся по небу. Чем длиннее выдержка, тем большее расстояние они успевают пройти. То есть при слишком длинной выдержке на снимке будут не точки, а полоски. Именно поэтому важно повышать и «ISO». Но и здесь нужно знать меру – если повысить слишком сильно, особенно когда фотоаппарат выдаёт не слишком большое количество мегапикселей, кадр может «рассыпаться» на цифровой шум.
Поклонники астрофотографии работают методом проб и ошибок. Важно учитывать количество света в кадре в каждой конкретной ситуации. И не забываем про штатив – он должен быть надёжно зафиксирован. Любые колебания в этом случае – враг хорошего снимка. Хорошо, если у вас есть специальный пульт для дистанционного спуска затвора фотоаппарата. Если же нет, то ничего страшного, в настройках есть режим отложенной фотографии. В этом режиме вы нажимаете кнопку, и проходит 10-15 секунд (эта настройка тоже регулируется) прежде, чем фотоаппарат делает кадр.
– Ещё одна важная деталь – фокусное расстояние. Некоторые объективы позволяют выставить его на бесконечность, некоторые нет. Бывает, у кого-то даже срабатывает автофокус. Однако в тёмное время суток это всё же стоит делать вручную. Важно, чтобы в кадре было не только звёздное небо, но и какие-то ещё объекты, на которых можно сфокусироваться и отрегулировать резкость. В случае гор фокус выставляется чаще всего как раз на бесконечность. Ручные настройки фокуса – это снова метод проб и ошибок. Полезная настройка для съёмки – баланс белого (маркировка «WB»). Если ты, например, охотишься за метеоритными дождями, то больше всего объектов удастся «поймать» объективом, если увести эту настройку в зеленоватый оттенок.
Для обучения хорошо подойдут и различные мастер-классы – с их помощью из серии кадров можно, например, сделать даже видео, на котором будет видно, как смещаются звёзды. Но для короткого ролика потребуются терпение и усидчивость.
– Фотоаппарат выдаёт нам картинку, которую человеческий глаз не видит – у нас таких настроек, как выдержка и светосила, природа не предусмотрела. Поэтому то, как мы привыкли вживую видеть тот Млечный путь, сильно отличается от результата, который будет на снимке. Удачные кадры, как правило, это результат упорных тренировок и постоянная возня с настройками. Но это достижимо. Современная оптика для фотоаппаратов, даже самая простая, когда-то была пределом мечтаний. В общем-то сделать красивый кадр звёздного неба при правильных настройках можно даже на «китовый» объектив (самый простой, который идёт в комплекте с фотоаппаратом).
Не меньше, чем настройки, важна и локация – её нужно подбирать с умом. В городе, например, сфотографировать звёздное небо не получится – слишком сильная засветка. Рядом с городом тоже не всегда – есть вероятность получить в кадре оранжевые всполохи со стороны населённого пункта. В общем, чем дальше от цивилизации, тем лучше. Отдалённые горные ущелья и плато хорошо подходят для этих целей. Может сгодиться и лесная поляна (главное, выезжайте на фотоохоту в компании, в глухих местах ночью может быть, мягко говоря, некомфортно).
– Лет пять назад идеальным местом для астрофотографии мне казалось плато Канжал (Канжол). Правда, там присутствует засветка со стороны Пятигорска и КМВ. Тем не менее в сторону Эльбруса получается адекватное затемнение. Хорошо снимать и ущелье Адыр-Суу, горы перекрывают свет, идущий от населённых пунктов. Хороший результат получается, если фотографировать в сторону Уллу-Тау. Из внешних факторов нужно учитывать и фазу луны. Если восход луны приходится, например, на девять вечера, она будет на небе практически всю ночь, и нужного эффекта добиться не получится. Да и на прогноз погоды стоит ориентироваться – сквозь тучи, разумеется, не поснимаешь.
А что же насчёт наших смартфонов? Пользователи зеркальных фотоаппаратов разводят руками, не давая точного ответа. В принципе, снять звёздное небо на телефон, наверное, возможно. Современные модели тоже располагают комплексом ручных настроек, да и крепления для смартфонов на штатив существуют. А дальше – как и в случае с более тяжёлой техникой. Тут уже многое зависит от качества камеры в телефоне. Однако попробовать можно.
Марина МАЗУРЕНКО. Фото Дарьи Шомаховой

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

26.12.2024 - 14:40

Нестандартная «Снежная королева»

Перед Новым годом воспитанный Камин рассказывает волшебную сказку, помогая ему, Огонь и Ветер дуэтом читают, Белый Олень поёт с кавказским акцентом, а Маленькая Разбойница гоняет на байке.

24.12.2024 - 11:55

Зимняя сказка

В Москве прошла выставка-ярмарка народных художественных промыслов «Ладья. Зимняя сказка-2024». Это главное событие в мире народного искусства, которое способствует взаимообогащению культур и укреплению дружеских связей между народами России. Организатором выступила ассоциация «Народные художественные промыслы России» при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Торгово-Промышленной палаты России.

23.12.2024 - 14:55

«В жутких розочках»

Летом 2022 года в Нальчике прошёл международный кинофестиваль «Кабардино-Балкария - 100». В числе его почётных гостей была народная артистка России Светлана Немоляева. Она представляла дебютный фильм своей внучки Полины Лазаревой, в котором сыграла главную роль.

22.12.2024 - 19:36

Новые грани и возможности искусства

Свежий взгляд на театр, не разрушающий его сути, полная отдача на сцене и смелые эксперименты – актёры нынешнего поколения не боятся искать новые подходы к роли и необычные способы воплощения персонажа. Они оперируют своими эмоциями, живыми и искренними, и способны убедить зрителя в правдивости собственных переживаний на сцене.

19.12.2024 - 13:32

Брейнрот полный и окончательный

На днях по сети заплясал список самых модных слов года, пробудивший к жизни старый как мир спор между современными «западниками» и «славянофилами» и укрепивший меня в столь же старой мысли о том, что гуманитарные знания ещё сильнее потеснены с занимаемых позиций на пути к бесславной кончине. Впрочем, так ли всё безнадёжно?