В ходе состоявшегося в Москве Гайдаровского форума, объединяющего тех, кто своими передовыми достижениями оказывает влияние на социально-экономическое развитие регионов и государств, исполняющий обязанности главы Министерства науки и высшего образования РФ Михаил Котюков предложил пересмотреть классические образовательные программы в вузах в сторону большей персонализации и индивидуализации.
И.о. министра сообщил, что в 2019 году прошёл конкурс, в результате которого эксперты отобрали первую пятёрку учебных заведений. На их базе будет создаваться модель цифрового университета. В неё вошли Высшая школа экономики, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина, Томский государственный университет и Московский государственный первый медицинский университет имени И.М. Сеченова. Планируется, что в течение ближайших лет эти вузы будут помогать структурировать содержательные элементы цифрового университета.
Вторая пятёрка университетов – это площадки, которые будут делать акцент на подготовке и переподготовке кадров для развития IT-индустрии. Из 40 учреждений-претендентов были отобраны Высшая школа экономики, Томский и Уральский федеральный университеты, а также Национальный исследовательский ядерный университет (МИФИ) и Санкт-Петербургский государственный университет.
– Классические образовательные университетские программы – это частично конвейерная система. А нам нужно сейчас научиться перестраивать программу в сторону большей персонализации и индивидуализации под ключевые запросы, задачи и практику. Чем лучше выпускник умеет решать практические задачи, тем выше его конкурентоспособность на рынке труда, тем больше у него возможностей для поиска сферы своей будущей деятельности, – отметил М. Котюков.
Как пояснили принимавшие участие в форуме ректор Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова Юрий Альтудов и проректор вуза по науке Светлана Хаширова, в рамках цифровой трансформации крупнейшего вуза нашей республики введены практикоориентированные и проектоориентированные образовательные программы. Благодаря этому студенты имеют возможность проходить обучение по индивидуальной образовательной траектории, что соответствует запросам индустриальных партнёров, предоставляющих рабочие места выпускникам университета.
Как сообщил заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга КБГУ Рамазан Лигидов, построение индивидуальной образовательной траектории актуально сегодня для системы высшего и среднего профессионального образования, что становится фактором личностного развития и профессионального роста обучающихся.
Ежегодно до 50 студентов колледжей КБГУ переводятся на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе с полным или частичным применением дистанционных образовательных технологий. При этом приоритет отдаётся студентам, совмещающим обучение с трудовой деятельностью по профилю специальности или с параллельным обучением по другим образовательным программам, в том числе в другой образовательной организации. Реализация личностного потенциала возможна при условии, что студент имеет высокий уровень мотивации на получение профессиональных знаний и на карьерный рост.