Большие дети

В октябре 1936 года Кабардино-Балкарская автономная область праздновала пятнадцатилетие. Юбилей отмечали широко и с размахом, и в Нальчик съехалось много именитых гостей. 
В числе приглашённых были два маститых детских писателя, находившихся в постоянной конфронтации. Фамилии Чуковского и Маршака всегда стояли рядом, они вместе выступали на писательских съездах, конференциях и семинарах, но отношения оставались натянутыми. Это была даже не вражда, а ревнивое соперничество двух талантливых и амбициозных людей. Осенью 1936 года писатели вместе отдыхали в санатории в Кисловодске. Чуковский писал в Москву сыну Николаю: «Маршак интригует даже здесь и отравляет мне воздух…». К тому времени Чуковский и Маршак уже прославились своими детскими произведениями, а руководитель Кабардино-Балкарии Бетал Калмыков хотел, чтобы на юбилее было как можно больше знаменитостей, и пригласил писателей в Нальчик. 
В альманахе «Чукоккала», который Чуковский вёл много лет, сохранился экспромт Маршака, написанный на бланке секретаря Кабардино-Балкарского областного Дома художественного воспитания детей: «Чуковскому Корнею/ Пишу я ахинею,/ Чуковскому Корнею/ Почтенье и привет!/ Прими, Корней Чуковский,/ Привет мой Маршаковский,/ Прими, Корней Чуковский,/ И здравствуй много лет!». Сверху рукой Чуковского приписано: «Пьяный Маршак под лезгинку»… 
Вернувшись в Кисловодск, Чуковский снова пишет сыну: «Я был в Кабардино-Балкарии – в Нальчике. Познакомился с Беталом Калмыковым, видел целодневное народное празднество, был на банкете с Будённым и Постышевым и очень жалел, что мне не 32 года: всё это так баснословно, легендарно, изумительно, радостно. Сейчас сижу у здания нарзанных ванн и жду, когда приедет наш автобус». А вот другая цитата из его письма: «Сегодня уезжает Маршак. На прощанье мы с ним расцеловались, хотя за последние 3-4 месяца он только и делает, что предаёт меня оптом и в розницу. И здесь, и в Нальчике, ставил мне подножку за подножкой. Эгоцентрическая хавронья!». 
Как тут не вспомнить строчки, посвящённые Самуилу Яковлевичу одной знакомой поэтессой: «Уезжая на вокзал,/ Маршак Чуковского лобзал,/ А приехав на вокзал,/ «Ну и сволочь», – он сказал./ Вот какой рассеянный/ С улицы Бассейной».
В начале двадцатых годов литературным секретарём Чуковского был Евгений Шварц, в дальнейшем автор «Обыкновенного чуда», «Тени», «Дракона» и «Сказки о потерянном времени». В своём очерке «Белый волк» он описывает Чуковского без ретуши, и этот достаточно критичный портрет ломает привычный образ доброго дедушки, окружённого маленькими детьми. Вот всего лишь несколько цитат. 
«Он был окружён как бы вихрями, делающими жизнь возле него почти невозможной. Находиться в его пределах в естественном положении было немыслимо, как в урагане посреди пустыни. И, к довершению беды, вихри, сопутствующие ему, были ядовиты». «Корней Иванович глядел на меня, прищурив один глаз, с искренней ненавистью. Но я не обижался. Я знал, что чувство это вспыхивает в душе его само по себе, без всякого повода, не только ко мне, но и к близким его. И к первенцу Коле, и к Лиде, и, реже, к Бобе, и только к младшей, к Муре – никогда».
В те годы Чуковский занимался литературной критикой. Шварц вспоминал, что «Маршак не раз говорил о нём: «Что это за критик, не открывший ни одного писателя». И вместе с тем какая-то сила угадывалась, всё время угадывалась в нём. И Маршак же сказал о Чуковском однажды: «Он не комнатный человек». 
Все анекдоты о вражде его с Маршаком неточны. Настоящей вражды не было. Чуковский ненавидел Маршака не более, чем всех своих ближних. Просто вражда эта была всем понятна, и потому о ней рассказывали особенно охотно. Во время съезда писателей, узнав, что Маршак присутствовал на приёме, куда Чуковский зван не был, этот последний нанёс счастливцу удар по своей любимой системе.
– Да, да, да, – пропел Чуковский ласково. – Я слышал, Самуил Яковлевич, что вы были на вчерашнем приёме, и так радовался за вас, вы так этого добивались.
Встретив в трамвае Хармса, Корней Иванович спросил его громко, на весь вагон:
– Вы читали «Мистера Твистера»?
– Нет, – ответил Хармс осторожно.
– Прочтите! – возопил Корней Иванович. – Прочтите. Это такое мастерство, при котором и таланта не надо. А есть куски, где ни мастерства, ни таланта: «Сверху над вами индус, снизу под вами зулус» – и всё-таки замечательно».
Маршак и Чуковский были соперниками даже в мелочах. «Бессонница моя дошла до предела, – жаловался Корней Иванович одному общему знакомому. – Ночами я бегаю по комнате и вою. Доходит до того, что я бью себя кулаком по своему дурацкому черепу до синяков». Когда Маршак об этом узнал, он не захотел уступать Чуковскому: «А я в таких случаях падаю на пол и кусаю ковёр!».
Однажды Аркадий Райкин рассказал Маршаку о своей встрече с Чуковским в Переделкино. Писатель уговаривал артиста зайти к нему на дачу. Всё это сопровождалось пафосными выкриками, коленопреклонениями и даже земным поклоном. Наконец Райкин согласился. 
– И тут ‑ закончил он свой рассказ, ‑ к нему подлетела секретарша. Она мигом сняла с него пальто, рукавицы, шапку, шарф. Потом Чуковский сел, по-детски вытянул ноги и закричал: «Клара Израилевна, а валенки? Крепостное право у нас дома ещё никто не отменял! 
«Маршаку рассказ понравился, он долго и заразительно хохотал, вскидывая седую голову и поблескивая очками, – вспоминал Райкин. – Тут ему вдруг понадобилась какая-то бумага. 
– Опять Розалия Ивановна куда-то засунула мою папку! – горестно воскликнул Маршак. ‑ После моей смерти потомки напишут про меня, как про Шекспира, что меня не было, ведь Розалия Ивановна теряет все мои рукописи! 
В этот момент в комнату как раз вошла строгая домработница Розалия Ивановна с чашкой кофе ‑ папка тут же обнаружилась. Маршак отхлебнул кофе: 
– Вечно сварите какую-нибудь гадость! 
Домработница унесла чашку. Маршак вдогонку закричал:
‑ Куда унесли мой кофе?
‑ Там уже ничего не осталось.
‑ Нет, осталось.
‑ Я вам сейчас покажу.
Маршак заглянул в чашку, убедился, что она пустая, и проворчал: 
– Вот вечно ей надо доказать своё! Единственная должность, которую Розалия Ивановна можете исполнять, – императрицы. Аркадий, вы не знаете, нет ли вакантного места императрицы?
И, повернувшись к ней, добавил: 
– Розалия Ивановна, вы как солнце. Но плохо, когда солнца много. Мы хотим посидеть в тени и почитать стихи. Всё, администрация может удалиться!».
«Как же они похожи с Чуковским: два престарелых капризных ребёнка!» ‑ удивлялся Райкин. 
Они действительно вели себя, как большие дети, и сами это признавали. Маршак определял свой психологически возраст пятью годами, а Чуковский говорил, что ему не меньше шести.
Однажды домработница попросила Маршака прибавить ей зарплату. 
– Голубушка, детские писатели сами копейки получают, – отмахнулся он. – Приходится по выходным подрабатывать. 
– Где же это? – удивилась домработница. 
– В зоопарке, – без тени улыбки ответил писатель. – Я – гориллой, а Чуковский — крокодилом. Мне платят 300 рублей, а Корнею – 250. 
Когда эту шутку пересказали Чуковскому, он не на шутку рассердился: 
– Почему это у Маршака на 50 рублей больше?! Ведь крокодилом работать труднее!..

 

Эдуард БИТИРОВ

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

12.03.2025 - 14:08

Театр юного зрителя против зависимости

В уютном зале Центра культурного развития города Нальчика зрители стали свидетелями поистине необыкновенной театральной постановки, которая оставляет неизгладимый след в душе каждого, кто оказывается в этом пространстве. 

11.03.2025 - 16:50

Творческие коллективы Москвы, Прохладного, Нальчика

12 марта в 15:00 Образцово-показательный оркестр войск национальной гвардии Российской Федерации (Москва) впервые выступит в Нальчике, на сцене Государственного концертного зала им. Ю.Х. Темирканова (пр. Шогенцукова, 28).

10.03.2025 - 19:17

Его стихи достойны самой широкой читательской аудитории

Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения балкарского поэта Ахмадии Мусаевича Ульбашева, ставшего одной из знаковых фигур национальной литературы. Он активно способствовал развитию балкарского языка и литературы, а его творчество стало темой для осмысления современников, литературных критиков и будущих поколений писателей.

10.03.2025 - 14:38

Праздничные подарки «Платформы.Нальчик»

Институт развития города «Платформа.Нальчик» для жителей республики организовал праздник с насыщенной культурно-развлекательной программой.

07.03.2025 - 14:32

«Мцыри» - 185 лет

В отделе городского абонемента Государственной национальной библиотеки им. Т. К. Мальбахова оформлена книжная экспозиция, посвящённая 185-летию выхода в свет романтической поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».