Зимние праздники адыгов. Ночь Созереша

Пожалуй, шапсуги более других адыгов сохранили архаичные традиции предков. Живущие на черноморском побережье Кавказа с большим трепетом сохраняют, передают от старших детям и внукам легенды, истории и свойственное адыгам мировоззрение. О том, как проходит один из самых значимых праздников года, рассказывает старший научный сотрудник Музея истории города-курорта Сочи Амнета Хушт:
– В экспозиции этнографического музея в посёлке Лазаревское, который является отделом Музея истории города-курорта Сочи, есть очень интересная реконструкция, которая называется «Созерешева ветка». Это небольшая ветка, очищенная от коры, с семью веточками, на которых установлены восковые свечи. Ветка является символом божества Созереша и связана с древними поверьями адыгов, магией и идеей благополучия. Главный зимний праздник адыгов был связан с богом плодородия, божеством-покровителем хлебопашцев, семейного очага, изобилия и благополучия Созерешем.
Знаменитый этнограф Л.Я. Люлье в одном из своих исследований писал: «Пришествия (Созереша) ожидают и празднуют ежегодно в декабре, в одно время с нашим праздником Рождества Христова». Путешественники в XIX веке отмечали, что существовало поверье, будто Созереш «отправился пешком по морю и точно так же возвратится» в указанное время.
Празднование Созереша приходилось в ночь с 21 на 22 декабря – это была Созерешева ночь, связанная с дыгъэгъаз – днём зимнего солнцестояния. Дыгъэгъаз дословно переводится как «поворот солнца», так же назывался и месяц декабрь на адыгском языке. Целью обрядов, проводившихся в Созерешеву ночь, было подведение итогов уходящего года, принятие всего, что было, как веление верховного бога Тха и благодарение за уходящий год. Всё это произносилось в форме молитвенного текста. Обращение к верховному богу шло через хтоническое божество Созереша. Он выступал как заступник людей перед Тха – главной силой природы. В шапсугской транскрипции Созереш произносится как ШIузэрэхъ и переводится буквально «Добро разносящий».
Символом Созереша была ветка, вырубленная из боярышника, реже груши-дички, очищенная от коры. На ней оставляли семь сучков приблизительно одинакового размера. Надо сказать, что найти такую ветку и вырубить было не так просто. Следуя магическим представлениям шапсугов, обильно плодоносящие деревья всегда призывали плодородие и изобилие. Такие деревья являются символами благопожеланий. Число семь также является у адыгов сакральным, имеющим магическое свойство. Оно символизирует Мировой порядок и складывается из тройки – вертикальной структуры мира – и четвёрки – горизонтальной. На сучках устанавливали соответственно семь свечей из навощённой ткани. На конец ветки насаживали круглую головку «красного» копчёного адыгейского сыра. Кроме этого, веточку украшали сладостями, пирожками с адыгейским сыром и цветными ленточками.
Ветка Созереша вырубалась для каждой семьи отдельно, а одну ветку вырубали для общественного молебна и праздника. Главными действующими лицами праздника были: молодая женщина, преимущественно из недавно вышедших замуж в селении, или девушка на выданье, старик-жрец, который произносил главную молитву-обращение к Созерешу, и старшая женщина в семье – жрица, которая руководила уже семейным праздником. Накануне праздника молодая женщина зажигала свечи на общественной ветке, при этом она всё время была повёрнута лицом на восток: это был ключевой момент. Свечи, которые были установлены на основной ветке Созереша, зажигали свечами с прошлогоднего праздника – ветку специально сохраняли до следующего года. Старик-жрец произносил главную молитву, в которой были сформулированы благодарение и прошение от лица общества. После завершения молитвы жрец вкушал напиток и хлеб, угощались и присутствующие.
На рассвете следующего дня все расходились по домам, унося с собой зажжённые свечи от «большой» ветки. Их зажигал жрец и раздавал всем желающим, чтобы люди могли зажечь «маленькие» ветки в каждом доме. Это действо обещало, что новый год станет счастливым и урожайным. Начинались семейные торжества, где молитву произносила жрица – старшая женщина в семье. Празднество сопровождалось игрищами всю ночь и вкушением ритуальных блюд. Из приготовленных блюд часть уносилась в гостевой дом. Это означало, что семья ждёт своего гостя – Созереша. Если в эту ночь являлся гость или в доме останавливался путник, то это считалось хорошим предзнаменованием.
После праздника ветку Созереша уносили в амбар, где, по древним поверьям, все запасы семьи находились под его покровительством.
Празднование Нового года у адыгов, как и у всех древних земледельцев, было связано с народным календарём. Он связан с культом Солнца и был аграрным, основывался на эмпирических знаниях народа, которые складывались веками и «укрывались» глубоким мифологическим смыслом. Все астрономические события, связанные с Солнцем, сопровождались представлениями о магических действах, общественными молебнами Тхъалекъ, празднованиями и жертвоприношениями.

Подготовила Ольга КЕРТИЕВА

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

12.03.2025 - 14:08

Театр юного зрителя против зависимости

В уютном зале Центра культурного развития города Нальчика зрители стали свидетелями поистине необыкновенной театральной постановки, которая оставляет неизгладимый след в душе каждого, кто оказывается в этом пространстве. 

11.03.2025 - 16:50

Творческие коллективы Москвы, Прохладного, Нальчика

12 марта в 15:00 Образцово-показательный оркестр войск национальной гвардии Российской Федерации (Москва) впервые выступит в Нальчике, на сцене Государственного концертного зала им. Ю.Х. Темирканова (пр. Шогенцукова, 28).

10.03.2025 - 19:17

Его стихи достойны самой широкой читательской аудитории

Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения балкарского поэта Ахмадии Мусаевича Ульбашева, ставшего одной из знаковых фигур национальной литературы. Он активно способствовал развитию балкарского языка и литературы, а его творчество стало темой для осмысления современников, литературных критиков и будущих поколений писателей.

10.03.2025 - 14:38

Праздничные подарки «Платформы.Нальчик»

Институт развития города «Платформа.Нальчик» для жителей республики организовал праздник с насыщенной культурно-развлекательной программой.

07.03.2025 - 14:32

«Мцыри» - 185 лет

В отделе городского абонемента Государственной национальной библиотеки им. Т. К. Мальбахова оформлена книжная экспозиция, посвящённая 185-летию выхода в свет романтической поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».