Слово пацана – грош ему цена

Ставшее какой-то «притчей во языцех» «Слово пацана» я лично не смотрел и не собираюсь. Во-первых, потому, что наслушался аутентичных «слов пацана» в эпоху их повсеместного использования и знаю их истинную цену, каковая в большинстве случаев равнялась грошу в базарный день. А во-вторых, потому, что сами гопники, как явление, мне глубоко омерзительны. Как и прочие индивидуумы, не желающие жить по совести.
И никакие аргументы про «мастерски сделанный сериал» меня не убедят. Пусть он хоть сто раз мастерски снят! Равно, как и репутация режиссёра Жоры Крыжовникова. Кстати, почему Жоры? Взрослый же человек вроде! Впрочем, не суть. 
Суть же в том, что некоторые умудряются углядеть в жизненных путях подобных персонажей драмы настолько глубокие, что непременно считают их достойными воплощения на экране. Мол, это исключительные обстоятельства толкнули на преступный путь! Прямо Раскольников каждый второй!
А вот мне лично внутренняя драма персонажа, решившего вступить на преступный путь, глубоко безразлична (кроме Раскольникова с Робином Гудом). Многие удивятся, но я, к примеру,  не испытываю восторга от  фильма «Крёстный отец» вместе с литературным первоисточником (кстати, достаточно пресным стилистически творением). И «Острыми козырьками» вкупе с «Кланом Сопрано» и «Бумером» я не восторгался. Неинтересны они мне. Что, простите, интересного в желании плевать на человеческие жизни и идти по трупам ради «нескольких паршивых долларов»? 
И это не отсутствие вкуса или неумение понимать «глубокое кино». Есть вполне разумное объяснение моей позиции из области искусствоведения. И сформулировано оно давно. Суть его в том, что персонаж должен вызывать сочувствие у зрителя (читателя). Другими словами, ты, смотря кино (читая книгу), хоть в какой-то степени главному герою сопереживать и даже ставить себя на его место с последующим выводом о том, что поступил бы там, на его месте, примерно так же. Умные люди даже набор типов личностей в своё время сделали, под которые хорошему автору следовало бы создавать своих персонажей, если он хочет вызвать у публики сопереживание. В общем, отклик во многих, по идее, должны найти: «Неудачник», «Наш сосед», «Падшая душа», «Супермен» и «Талантливый негодяй». В случае с последним ещё говорят про «Отрицательное обаяние». Неплохо на эту тему высказались Стругацкие в «Хромой судьбе»: «Вообще-то положительному герою в наши либеральные времена разрешается иметь многие недостатки. Ему даже пьяницей дозволяется быть и даже, чёрт подери, стянуть плохо лежащее (бескорыстно, разумеется). Он может быть плохим семьянином, разгильдяем и неумехой, он может быть человеком совершенно легкомысленным и поверхностным. Одно запрещено положительному герою: практическая мизантропия». 
Лично я считаю, что даже «отрицательное обаяние» необходимо заслужить и достойны его в основном, отрицательные комедийные персонажи, типа Волка из «Ну, погоди!» или Джека Воробья из «Пиратов Карибского моря». Рекордсменом же в этом плане я считаю Хрюшу из «Спокойной ночи, малыши!». Прочим – извините!
Теперь о причинах. Я прекрасно помню, как выглядели настоящие гопники. Кстати,  слово «гопник», если кто не знает, появилось под конец XIX века, когда в Санкт-Петербурге на Лиговском проспекте было организовано Государственное общество призора (ГОП), в котором селили беспризорных детей и подростков, занимавшихся мелким грабежом и хулиганством. После революции государственное общество призора превратилось в Государственное общежитие пролетариата. Вскоре о ГОП знали все жители Петербурга. «Вы что, на Лиговке живете?» — так стали говорить в адрес грубых или невоспитанных граждан. Благодаря аббревиатуре ГОП и образовалось слово гопник. Кстати, в Ленинграде я настоящих гопников и повидал. 
В Нальчике же, по большому счёту, даже в «лихие девяностые» гопников в киношном понимании не было. Я имею в виду, что бандами эти стайки подростков назвать ну никак нельзя. В лучшем случае это была обычная шпана. Впрочем, и от неё до такой степени не было отбоя, что она воспринималась чем-то вроде неотъемлемого элемента пейзажа, вроде сугробов зимой или зелени летом. Даже обычный поход от нашего двора с улицы Байсултанова до Дворца пионеров был сопряжён с риском минимум двух дворовых драк. Ведь дворы были полны народу, потому что интернета тогда не было и дома никто не отсиживался, а следовательно, каждый чужак был на виду. Ну, а чужака, святое дело, необходимо ставить на место и показывать, кто тут хозяин, особенно, если дело было на территории другой школы. Как правило, местные «старшаки» отлавливали такого пилигрима и заставляли драться с кем-то помладше. Меня спасало только то, что мой отец был одним из первых в городе «подвальных каратистов» и очень долго и больно учил меня драться. Впрочем, спасало далеко не всегда, потому как даже в случае твоей победы живым гостя старались не выпускать. Тем более, что репутация бойца могла и плохую службу сыграть, потому что вызывала желание стравить с кем-нибудь именно тебя, иначе что за интерес? Так что бойцам доставалось ещё почаще других.  Помимо этого, в Нальчик частенько наезжали «гастролёры» из сёл и пригородов. Прибыв, они трясли всех встречных и поперечных на предмет добычи в виде денег, часов и предметов одежды. Могли, например, снять туфли. Некоторые даже предлагали взамен свои, делая при этом благородный вид. Вот и всё «слово пацана», как говорится. 
Особенно криминальными считались Искож, Вольный аул и вся часть от проспекта Шогенцукова (тогда улицы Республиканская) до реки. Оттуда частенько наведывались компании любителей пошарить по чужим карманам. Я прекрасно помню, как в студенчестве после стычки с такой мне пришлось ехать в больницу, чтобы проверить кровь на ВИЧ и туберкулёз: в пылу потасовки я повредил костяшки на кулаке о зуб одного из таких персонажей. В подъездах тоже было опасно, особенно зимой, когда туда забредали целые компании шпаны, чтобы погреться, так что путь домой тоже частенько превращался в неприятное приключение, а кодовых замков на дверях, сами понимаете, не было. 
Так вот: даже при том, что до персонажей «Слова пацана» этим пэтэушникам было далеко, я никогда не заинтересуюсь подробностями их биографии и мне совершенно всё равно, что привело их на преступный путь. Любителям поспорить советую почитать настоящую историю даже не казанской банды «Тяп-Ляп», а тех же «Острых козырьков», а главное - представить себя на месте их жертв. Уверяю вас – вам станет сначала страшно, потом – мерзко. И вообще: вор, как сказал Жеглов, должен сидеть в тюрьме! Поэтому: какая разница, что двигало тем или иным правонарушителем, если он преступник? Написал же Леонид Филатов про убийцу Пушкина Дантеса: «Как говорится, все течёт, любая память есть почёт, и потому на кой-нам чёрт - гадать, каким он был? Да нам плевать, каким он был, какую музыку любил, какого сорта кофий пил… Он Пушкина убил!».
 

 

Асхат Мечиев

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

12.03.2025 - 14:08

Театр юного зрителя против зависимости

В уютном зале Центра культурного развития города Нальчика зрители стали свидетелями поистине необыкновенной театральной постановки, которая оставляет неизгладимый след в душе каждого, кто оказывается в этом пространстве. 

11.03.2025 - 16:50

Творческие коллективы Москвы, Прохладного, Нальчика

12 марта в 15:00 Образцово-показательный оркестр войск национальной гвардии Российской Федерации (Москва) впервые выступит в Нальчике, на сцене Государственного концертного зала им. Ю.Х. Темирканова (пр. Шогенцукова, 28).

10.03.2025 - 19:17

Его стихи достойны самой широкой читательской аудитории

Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения балкарского поэта Ахмадии Мусаевича Ульбашева, ставшего одной из знаковых фигур национальной литературы. Он активно способствовал развитию балкарского языка и литературы, а его творчество стало темой для осмысления современников, литературных критиков и будущих поколений писателей.

10.03.2025 - 14:38

Праздничные подарки «Платформы.Нальчик»

Институт развития города «Платформа.Нальчик» для жителей республики организовал праздник с насыщенной культурно-развлекательной программой.

07.03.2025 - 14:32

«Мцыри» - 185 лет

В отделе городского абонемента Государственной национальной библиотеки им. Т. К. Мальбахова оформлена книжная экспозиция, посвящённая 185-летию выхода в свет романтической поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».