Двадцать первое. Ночь. Понедельник…

5 марта 1966 года ушла из жизни Анна Ахматова – один из самых ярких и выдающихся поэтов двадцатого века. Именно поэтов, а не поэтесс. Во всяком случае, она называла себя именно так.
С обывательской точки зрения её жизнь нельзя назвать счастливой. Неудачные браки, сложные отношения с сыном, бездомность, проблемы с цензурой… Но вслушайтесь в музыку и смысл этих, теперь уже хрестоматийных стихов: «Сжала руки под тёмной вуалью…/ «Отчего ты сегодня бледна?» / – Оттого, что я терпкой печалью/ Напоила его допьяна. / Как забуду? Он вышел, шатаясь, / Искривился мучительно рот…/ Я сбежала, перил не касаясь, / Я бежала за ним до ворот. / Задыхаясь, я крикнула: «Шутка/ Всё, что было. Уйдешь, я умру». / Улыбнулся спокойно и жутко/ И сказал мне: «Не стой на ветру». 
От себя могу добавить, что всё это очень по-женски, хотя и не исключает гениальности автора… 
Незадолго до смерти на вопрос, как дела, Александр Блок ответил: «Плохо. Раньше стихи приходили, а теперь их нужно сочинять». На самом деле это очень важно. Любой настоящий поэт – ретранслятор Божественных глаголов, а вымученные строчки – удел ограниченных и недалёких авторов. Анна Андреевна Ахматова была не из их числа. «Так беспомощно грудь холодела, / Но шаги мои были легки. / Я на правую руку надела / Перчатку с левой руки…». Литературоведы до сих пор восхищаются этими перепутанными перчатками – символом того, что человек окончательно растерян и выбит из колеи. 
По большому счёту Ахматова никогда не следовала этой самой колее. Вся её жизнь – вызов. Не диссидентский, а поэтический. Она находилась «над схваткой», как любой большой и настоящий поэт. Впрочем, иногда ей приходилось считаться с реалиями времени. 
Когда сын Ахматовой Лев Гумилёв попал в тюрьму, она написала: «Вот и доспорился яростный спорщик, / До енисейских равнин… / Вам он бродяга, шуан, заговорщик, / Мне он – единственный сын». Кроме того, в её поэме «Реквием» есть такие строки: «Перед этим горем гнутся горы, / Не течёт великая река, / Но крепки тюремные затворы, / А за ними «каторжные норы» / И смертельная тоска. / Для кого-то веет ветер свежий, / Для кого-то нежится закат – / Мы не знаем, мы повсюду те же, / Слышим лишь ключей постылый скрежет / Да шаги тяжёлые солдат…». В то время это звучало дерзко. В советской поэзии такие строки были немыслимы: «Это было, когда улыбался / Только мертвый, спокойствию рад. / И ненужным привеском качался / Возле тюрем своих Ленинград. / И когда, обезумев от муки, / Шли уже осуждённых полки, / И короткую песню разлуки / Паровозные пели гудки, / Звёзды смерти стояли над нами, / И безвинная корчилась Русь / Под кровавыми сапогами / И под шинами чёрных «марусь». 
Тем не менее Ахматова пыталась спасти сына стихами о Сталине. Вот что написал об этом Александр Галич: «Ей страшно. / И душно. / И хочется лечь. / Ей с каждой секундой ясней, / Что это не совесть, а русская речь / Сегодня глумится над Ней! / И всё-таки надо писать эпилог, / Хоть ломит от боли висок, / Хоть каждая строчка, и слово, и слог / Скрипят на зубах, как песок… / По белому снегу вели на расстрел / Над берегом белой реки. / И сын Её вслед уходящим смотрел / И ждал – этой самой строки! / Торчала строка, как сухое жнивьё, / Шуршала опавшей листвой. / Но Ангел стоял за плечом у Неё, / И скорбно кивал головой». 
Она сочинила Сталину настоящую оду, в которой есть такие слова: «Пусть миру этот день запомнится навеки, / Пусть будет вечности завещан этот час. / Легенда говорит о мудром человеке, / Что каждого из нас от страшной смерти спас…». А в начале шестидесятых Ахматова напишет «опровержение», которое назовёт «Защитникам Сталина»: «Это те, что кричали: «Варраву / Отпусти нам для праздника», те, / Что велели Сократу отраву / Пить в тюремной глухой тесноте. / Им бы этот же вылить напиток/ В их невинно клевещущий рот, / Этим милым любителям пыток, / Знатокам в производстве сирот».
Мне почему-то, кажется, что в обоих случаях она была абсолютно искренней. У поэтов такое бывает…
Андрей Жданов написал о ней – не то монахиня, не то блудница. В стихах Ахматовой действительно тесно переплелись любовная лирика и религиозные чувства. Взять хотя бы её «Исповедь»: «Умолк простивший мне грехи. / Лиловый сумрак гасит свечи, / И тёмная епитрахиль / Накрыла голову и плечи. / Не тот ли голос: «Дева! встань…» / Удары сердца чаще, чаще, / Прикосновение сквозь ткань / Руки, рассеянно крестящей». Боюсь ошибиться, но мне кажется, никто из русских поэтов не описал таинство Православной церкви так ёмко и талантливо. 
В завершение процитирую стихотворение, которое не имеет отношения к монашеству или блуду. Скорее в нём присутствует разочарование и безысходность. «Двадцать первое. Ночь. Понедельник. / Очертанья столицы во мгле. / Сочинил же какой-то бездельник, / Что бывает любовь на земле. / И от лености или со скуки / Все поверили, так и живут: / Ждут свиданий, боятся разлуки / И любовные песни поют…».

 

Эдуард БИТИРОВ

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

07.12.2025 - 09:02

В Нальчике назвали победителей всероссийской премии «440 герц»

Нальчик впервые принял эстафету всероссийской большой оркестровой премии «440 герц». Столицей премии и местом проведения итогового заседания жюри в этом году столица Кабардино-Балкарии стала не случайно – президентом премии в год её основания был дирижёр, народный артист СССР, лауреат двух государственных премий СССР, Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки  и двух государственных премий РФ, кавалер ордена Ленина и полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Юрий Темирканов, а в номинации «Дирижёр» Большой оркестровой премии в нынешнем году присвоено имя нашего земляка – как дань памяти и глубокого уважения к маэстро.

06.12.2025 - 09:40

Нартиада – эпический памятник адыгского народа

Вчера в Нальчике на площадке Кабардинского драматического театра имени А. Шогенцукова прошла научно-практическая конференция на тему «Адыгский нартский эпос – выдающийся памятник духовной культуры народа».

03.12.2025 - 16:32

«…Мы отковали пламенные крылья своей стране и веку своему!»

Писатели-юбиляры декабря 2 декабря исполнилось 125 лет со дня рождения русского поэта, Героя Социалистического Труда Александра Андреевича Прокофьева (1900–1971). Его поэзия, пронизанная оптимистическими настроениями, ориентирована на северо-русский говор и фольклор: сборники «Полдень», «Заречье», «Приглашение к путешествию» (Ленинская премия в 1961 году); поэма «Россия» (Государственная премия СССР в 1946 году).

28.11.2025 - 13:15

Этно-стиль в современной моде

В Доме молодёжи в Нальчике прошёл фестиваль моды «WHITE FASHION DAY 2025. Этно-стиль в современной моде».

28.11.2025 - 13:12

Зрителей ждут две премьеры

В Русском драматическом театре им. М. Горького готовятся к двум премьерам, которые зрители увидят в декабре. Одна из них – спектакль «Васса», основанный на пьесе А.М. Горького «Васса Железнова (Мать)», его показ состоится 10 декабря. Постановка приурочена к 90-летию театра, которое будет отмечаться в ноябре 2026 года.