Двадцать первое. Ночь. Понедельник…

5 марта 1966 года ушла из жизни Анна Ахматова – один из самых ярких и выдающихся поэтов двадцатого века. Именно поэтов, а не поэтесс. Во всяком случае, она называла себя именно так.
С обывательской точки зрения её жизнь нельзя назвать счастливой. Неудачные браки, сложные отношения с сыном, бездомность, проблемы с цензурой… Но вслушайтесь в музыку и смысл этих, теперь уже хрестоматийных стихов: «Сжала руки под тёмной вуалью…/ «Отчего ты сегодня бледна?» / – Оттого, что я терпкой печалью/ Напоила его допьяна. / Как забуду? Он вышел, шатаясь, / Искривился мучительно рот…/ Я сбежала, перил не касаясь, / Я бежала за ним до ворот. / Задыхаясь, я крикнула: «Шутка/ Всё, что было. Уйдешь, я умру». / Улыбнулся спокойно и жутко/ И сказал мне: «Не стой на ветру». 
От себя могу добавить, что всё это очень по-женски, хотя и не исключает гениальности автора… 
Незадолго до смерти на вопрос, как дела, Александр Блок ответил: «Плохо. Раньше стихи приходили, а теперь их нужно сочинять». На самом деле это очень важно. Любой настоящий поэт – ретранслятор Божественных глаголов, а вымученные строчки – удел ограниченных и недалёких авторов. Анна Андреевна Ахматова была не из их числа. «Так беспомощно грудь холодела, / Но шаги мои были легки. / Я на правую руку надела / Перчатку с левой руки…». Литературоведы до сих пор восхищаются этими перепутанными перчатками – символом того, что человек окончательно растерян и выбит из колеи. 
По большому счёту Ахматова никогда не следовала этой самой колее. Вся её жизнь – вызов. Не диссидентский, а поэтический. Она находилась «над схваткой», как любой большой и настоящий поэт. Впрочем, иногда ей приходилось считаться с реалиями времени. 
Когда сын Ахматовой Лев Гумилёв попал в тюрьму, она написала: «Вот и доспорился яростный спорщик, / До енисейских равнин… / Вам он бродяга, шуан, заговорщик, / Мне он – единственный сын». Кроме того, в её поэме «Реквием» есть такие строки: «Перед этим горем гнутся горы, / Не течёт великая река, / Но крепки тюремные затворы, / А за ними «каторжные норы» / И смертельная тоска. / Для кого-то веет ветер свежий, / Для кого-то нежится закат – / Мы не знаем, мы повсюду те же, / Слышим лишь ключей постылый скрежет / Да шаги тяжёлые солдат…». В то время это звучало дерзко. В советской поэзии такие строки были немыслимы: «Это было, когда улыбался / Только мертвый, спокойствию рад. / И ненужным привеском качался / Возле тюрем своих Ленинград. / И когда, обезумев от муки, / Шли уже осуждённых полки, / И короткую песню разлуки / Паровозные пели гудки, / Звёзды смерти стояли над нами, / И безвинная корчилась Русь / Под кровавыми сапогами / И под шинами чёрных «марусь». 
Тем не менее Ахматова пыталась спасти сына стихами о Сталине. Вот что написал об этом Александр Галич: «Ей страшно. / И душно. / И хочется лечь. / Ей с каждой секундой ясней, / Что это не совесть, а русская речь / Сегодня глумится над Ней! / И всё-таки надо писать эпилог, / Хоть ломит от боли висок, / Хоть каждая строчка, и слово, и слог / Скрипят на зубах, как песок… / По белому снегу вели на расстрел / Над берегом белой реки. / И сын Её вслед уходящим смотрел / И ждал – этой самой строки! / Торчала строка, как сухое жнивьё, / Шуршала опавшей листвой. / Но Ангел стоял за плечом у Неё, / И скорбно кивал головой». 
Она сочинила Сталину настоящую оду, в которой есть такие слова: «Пусть миру этот день запомнится навеки, / Пусть будет вечности завещан этот час. / Легенда говорит о мудром человеке, / Что каждого из нас от страшной смерти спас…». А в начале шестидесятых Ахматова напишет «опровержение», которое назовёт «Защитникам Сталина»: «Это те, что кричали: «Варраву / Отпусти нам для праздника», те, / Что велели Сократу отраву / Пить в тюремной глухой тесноте. / Им бы этот же вылить напиток/ В их невинно клевещущий рот, / Этим милым любителям пыток, / Знатокам в производстве сирот».
Мне почему-то, кажется, что в обоих случаях она была абсолютно искренней. У поэтов такое бывает…
Андрей Жданов написал о ней – не то монахиня, не то блудница. В стихах Ахматовой действительно тесно переплелись любовная лирика и религиозные чувства. Взять хотя бы её «Исповедь»: «Умолк простивший мне грехи. / Лиловый сумрак гасит свечи, / И тёмная епитрахиль / Накрыла голову и плечи. / Не тот ли голос: «Дева! встань…» / Удары сердца чаще, чаще, / Прикосновение сквозь ткань / Руки, рассеянно крестящей». Боюсь ошибиться, но мне кажется, никто из русских поэтов не описал таинство Православной церкви так ёмко и талантливо. 
В завершение процитирую стихотворение, которое не имеет отношения к монашеству или блуду. Скорее в нём присутствует разочарование и безысходность. «Двадцать первое. Ночь. Понедельник. / Очертанья столицы во мгле. / Сочинил же какой-то бездельник, / Что бывает любовь на земле. / И от лености или со скуки / Все поверили, так и живут: / Ждут свиданий, боятся разлуки / И любовные песни поют…».

 

Эдуард БИТИРОВ

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

27.08.2024 - 16:57

В Тырныаузе модернизировали детскую библиотеку

В Тырныаузе в ближайшие дни откроется модельная детская библиотека Эльбрусского района, модернизированная впервые за 40 лет в рамках национального проекта «Культура».

25.08.2024 - 21:52

Характер южного пейзажа

В столице Северо-Кавказского федерального округа городе-курорте Пятигорске состоялось открытие четвёртой межрегиональной художественной выставки пейзажа «Радуга Юга». В ней принимают участие представители Кабардино-Балкарского отделения Союза художников РФ. 

25.08.2024 - 21:50

Стремительный взлёт «Лариды»

Очередной яркой победой запомнится уходящее лето участникам хореографического ансамбля «Ларида» детской музыкальной школы г. Чегема. Коллектив получил высшую награду фестиваля искусств «Золотая струна», который при поддержке Министерства курортов и туризма КБР прошёл в Эльбрусском учебно-научном комплексе КБГУ им. Х. М.

23.08.2024 - 14:27

С любовью о семье

В центре «Акрополь» состоялась презентация выставки работ Михаила Шемякина – «Михаил Шемякин. Художник из рода Кардановых».

19.08.2024 - 14:20

На выставке «Анэ. Посвящение матери»

Активисты общественной организации «Совет женщин г.о. Нальчик» вместе с детьми и внуками побывали в Национальном музее КБР на выставке, посвящённой 60-летию Хамида Савкуева – академика Российской академии художеств, заслуженного художника РФ, народного художника КБР, доцента кафедры рисунка, руководителя персональной учебной мастерской станковой живописи на факультете живописи Санкт-Петербургской академии художеств им. И.Е. Репина.