Когда дом должны снести

Верховный Суд Российской Федерации дал общее руководство судам подходить к вопросу о сносе самовольной постройки не формально, а устанавливать существенность нарушений и учитывать выводы судебного эксперта.
Для легализации постройки, отмечал ВС РФ, необходимо доказать её соответствие строительным нормам и правилам, а также требованиям безопасности, включая пожарную.
Верховный суд РФ со ссылкой на разъяснения постановления пленума ВС РФ от 12 декабря 2023 г. № 44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» напомнил, что возведение постройки без необходимого в силу закона разрешения на строительство является признаком самовольной постройки, но вместе с тем  снос объекта самовольного строительства является крайней мерой государственного вмешательства в отношения, связанные с возведением (созданием) недвижимости, а устранение последствий допущенного нарушения должно быть соразмерно нарушению и не должно создавать дисбаланс между публичным и частным интересами, приводящий к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков. Как пояснил Верховный суд РФ, необходимость сноса самовольной постройки связывается законом не только с несоблюдением требований о получении разрешения на строительство, но и с установлением обстоятельств, которые могут препятствовать использованию такой постройки ввиду её несоответствия требованиям безопасности, несоблюдения при её возведении градостроительных и строительных норм и правил, правил землепользования и застройки и ввиду нарушения прав и охраняемых законом интересов третьих лиц.
Эти обстоятельства являются юридически значимыми в делах, связанных с самовольной постройкой, и подлежат установлению и определению судом.
По общему правилу, отмечал ВС РФ, наличие допущенного при возведении постройки нарушения градостроительных норм и правил служит основанием для признания постройки самовольной. При определении последствий такого нарушения суду нужно оценивать его существенность. Например, нарушение при возведении объекта нормативно установленных предельного количества этажей или предельной высоты (в частности, возведение объекта ИЖС, превышающего по числу этажей допустимые параметры, установленные пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ), строительных норм и правил, повлиявшее или способное повлиять на безопасность объекта и его конструкций, является существенным. Допущенное при возведении постройки незначительное нарушение градостроительных и строительных норм и правил ( например, в части минимальных отступов от границ земельных участков или максимального процента застройки в границах участка ), не создающее угрозу жизни и здоровью граждан и не нарушающее права и интересы третьих лиц, может быть признано судом несущественным и не препятствующим возможности сохранения постройки, указано  в определении Верховного суда Российской Федерации.
Зинаида Мальбахова

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

07.02.2025 - 17:11

Автокража по-соседски

В управление МВД России «Нальчик» 43-летний местный житель заявил о пропаже автозапчастей на общую сумму 75 тысяч рублей.

07.02.2025 - 17:01

Защитят права заказчика

С 1 марта откажутся от равномерной системы оплаты за отопление. Сейчас есть два варианта. В одних домах жильцы платят за отопление равномерно в течение года. В квитанциях отображаются одинаковые суммы каждый месяц, независимо от сезона.

07.02.2025 - 16:59

Прокуратура сообщает

Подставное лицо Прокуратура республики утвердила обвинительное заключение по делу 43-летнего местного жителя.

06.02.2025 - 17:57

Предприниматель проигнорировал требования ФГИС «Меркурий»

Северо-Кавказское межрегиональное управление Россельхознадзора в ходе анализа данных ФГИС «ВетИС» компонента «Меркурий» выявило на территории Кабардино-Балкарии  свыше 8 тысяч непогашенных электронных ветеринарных сопроводительных документов, - сообщила пресс-служба ведомства.

06.02.2025 - 15:39

Полиция сообщает

Обокрал родственницу В УМВД России «Нальчик» обратилась 31-летняя местная жительница. За несколько месяцев из её квартиры пропали ювелирные украшения общей стоимостью более 240 тысяч рублей.