Большой интерес вызвала у горожан и гостей Нальчика развёрнутая в Атажукинском саду выставка-продажа общества коллекционеров Кабардино-Балкарии, приуроченная к 300-летию столицы республики.
Оно и не удивительно. За шесть лет с момента существования общественная организация коллекционеров КБР достаточно громко заявила о себе серией различных тематических выставок, став неизменным участником проводимых в Нальчике культмассовых мероприятий.
С раннего утра любители старины потянулись к чайному домику неподалёку от которого были установлены 35 столов с коллекциями монет, значков, книг, статуэток, холодного оружия, фотоаппаратов, столового серебра, фарфора – всего и не перечислить. Среди экспонатов были абсолютно уникальные вещи - свидетели разных эпох, от созерцания которых у многих были мурашки по коже. Одну из самых интересных с точки зрения истории КБР экспозиций представил председатель «Общества коллекционеров Кабардино-Балкарской Республики» Сергей Грищенко. Среди предметов старины им представленных - радиоприёмник 1952 года выпуска и немецкая печатная машинка, телефон - все работающие. Знаменитая гирлянда Телемеханики, в чёрном цвете, шестёрка, очень редкая. Продукция электровакуумного завода. В том числе система видеоконтроля, которая не пошла в серию из-за дороговизны. Прекрасное изделие и до сих пор в рабочем состоянии. - Сегодня нас поддержали коллеги - коллекционеры из Ставропольского края и Северной Осетии, к сожалению, по объективным причинам не смогли приехать собиратели из Чечни и Дагестана. Но выставка удивит многообразием коллекций, нам есть что показать – сказал корреспонденту «КБП» С. Грищенко.
И первым, кто удивил, стал бывший председатель республиканского общества коллекционеров Эдуард Кокоев. Ранее он был известен как нумизмат, обладая внушительной коллекцией из монет царской России, раннего и позднего СССР. А сегодня в его экспозиции совершенно уникальные фотографии Нальчика. Например, датированный 1903 годом фотоснимок улицы Воронцовской, которая носила такое название до Октябрьской революции 1917 года. В советское время улица была переименована с подачи героя Гражданской войны Семёна Михайловича Будённого. О переименовании улицы Воронцовской в Кабардинскую в своих воспоминаниях писал сам С. М. Будённый. В 1921 году он был в Нальчике на 1 съезде Советов только созданной Кабардинской автономной области. «Проходя по центральной улице, - вспоминал Будённый, - я заметил, что она называется Воронцовской. – Это не годится, - сказал я рядом шагавшему со мной Б. Э. Калмыкову. – Теперь на Кавказе нет царских наместников, каким был князь Воронцов. Кавказ принадлежит ныне народу, а город Нальчик – трудящимся. Вот и надо назвать эту улицу по-новому, например, «Кабардинской». Все одобрили моё предложение, а на следующий день, направляясь на очередное заседание съезда, мы заметили на многих домах свежевыструганные дощечки, на которых чернилами либо химическим карандашом было написано «Ул. Кабардинская».
Многолюдно было у стола нальчанина Руслана Кучменова, который стал известен далеко за пределами республики благодаря необычному хобби – он реставрирует советские педальные автомобили и другие ретро-машинки. Собирать коллекцию советских машинок Руслан начал десять лет назад, когда нашёл кузов от педального «Москвича» в пункте приёма металлолома. Профессиональный реставратор автомобилей захотел попробовать восстановить игрушку и начал искать недостающие детали через интернет. На тематических форумах познакомился с единомышленниками, заполучил нужные запчасти и рекомендации. Сегодня у него солидная коллекция педальных машинок и игрушечных советских грузовиков разного размера. А сегодня он удивил ещё и детским трёхколесным велосипедом производства ГДР для реставрации которого он использовал только родные запчасти.
Очень хотелось пообщаться с коллекционерами из соседних регионов. На интервью охотно согласилась ставропольчанка Виктория Быкова (на снимке), для которой коллекционирование - семейная традиция. Предметы старины много лет собирала её мать - Ольга Борисовна. Предпочтение Быкова отдаёт старинному фарфору и надо сказать коллекция её способна поразить самого изысканного ценителя. Вот, например, статуэтка завода Гарднера. Завод Гарднера имеет долгую и богатую историю, которая не заканчивается и по сей день. Начало предприятию было положено в 1766 году в небольшом селе Вербилки, расположенном в Дмитровском уезде Московской губернии. Основателем фабрики считается Ф.Я. Гарднер, передавший её своему сыну Ф.Ф. Гарднеру в конце 18-го века. На протяжении 126 лет с момента открытия завода предприятие было сосредоточено в руках потомков основателя Франца Яковлевича Гарднера, среди которых были его внуки Александр, Пётр и Николай, а затем сыновья Петра Владимир и Николай. Наконец, Елизавета Николаевна, которая являлась вдовой Павла (брата Владимира и Николая), в 1892 году продала фабрику промышленнику М.С. Кузнецову, что ознаменовало конец гарднеровского и начало кузнецовского периода. Начав с изготовления небольшого количества опытного фарфора, Франц Яковлевич Гарднер к моменту своего ухода из жизни в 1796 году превратил фабрику в лучшее частное предприятие России по изготовлению фарфора. Памятник ему в настоящее время украшает Парк культуры и отдыха в посёлке Вербилки.
Есть в коллекции ставропольчанки и изделия кузнецовского периода. Получив в своё распоряжение не только завод, но и всё его богатейшее наследие, опытный промышленник Матвей Сидорович Кузнецов возродил производство. Имея собственное фарфорово-фаянсовое производство, Кузнецов отлично разбирался в этой теме и сумел увеличить выпуск продукции Гарднера. При этом на изделиях продолжали ставить клейма Гарднера, что позволило сохранить прежних покупателей гарднеровского фарфора. За годы правления заводом Кузнецов продолжал выпуск фарфора по тем образцам и формам, которые за сотню с лишним лет скопились на предприятии в большом количестве.
Ну и, конечно, же невозможно было пройти мимо Белки - статуэтки Хайтинского фарфорового завода. Предприятие было основано в 1869 году купцами из местных крестьян Даниилом и Филиппом Переваловыми при впадении речки Хайтинки в реку Белую на базе расположенных близ залежей белых каолинов. В 1920 году оно было национализировано и частично реконструировано, получив название 1-я Государственная Хайтинская фарфоровая фабрика «Сибфарфор». Завод начал испытывать трудности в 1992 году, предприятие практически не функционировало и полностью остановилось в 1998 году. В 2000 году было образовано ОАО «Хайтинский фарфор», которое было убыточным и производство снова остановилось в 2001 году. В 2010 году в Иркутске открылся музей Сибирского фарфора, в котором представлены 5000 работ мастеров Хайтинского фарфорового завода. Один из шедевров пополнил коллекцию Быковой.
- Я не в первый раз в Нальчике, и не устаю удивляться не только красотой здешних мест, но и уровнем знаний местных жителей. Нальчик - город культурный, приятно общаться с посетителями выставки, которые как сейчас говорят в теме - сказала Виктория Быкова.
Вместо эпилога. Бывал на всех выставках Общества коллекционеров республики. Видел многое, и потому был приятно удивлён наличием в одной из экспозиций местного собирателя подлинной японской нэцкэ. Это распространённые в японском искусстве миниатюрные поделки из слоновой кости, дерева или металла, которые используют в качестве талисмана на все случаи жизни. Они могут быть в виде животных, людей, иметь лик божества.