Голос эпохи, поэзия души

12 февраля 1944 года в Москве родилась Инна Иналовна Кашежева - поэтесса, чьё творчество стало мостом между культурами, временами и сердцами. Её стихи, наполненные любовью к Кавказу, глубоким философским осмыслением бытия и тонкой лирикой, оставили неизгладимый след в истории русской литературы. Сегодня, в день её памяти, мы вспоминаем жизнь и творчество этой удивительной женщины, чья поэзия продолжает вдохновлять и трогать души читателей.
Инна Кашежева родилась в семье, где переплелись судьбы разных народов. Её отец, Инал Шахимович, был кабардинцем из села Кармахабль, лётчиком-испытателем, полковником, а мать, Ксения Фёдоровна Васильева - русской, юристом по профессии. Несмотря на то, что Инна выросла в Москве, её духовная связь с Кабардино-Балкарией, родиной отца, всегда была глубока. Она часто бывала в родовом селе Каменномостском, где, как вспоминали её современники, маленькая Инна с удовольствием каталась верхом на лошади и играла с деревенскими детьми. Её детские воспоминания о Кавказе - горы, реки, запах костров и мелодии гармони - стали для неё неиссякаемым источником вдохновения.
Внучатая племянница кабардинского просветителя Талиба Кашежева, она с детства впитала в себя культуру и традиции Кавказа, что позже стало одной из главных тем её творчества. Первые стихи Инна опубликовала в 16 лет в журнале «Юность», а уже в 1962 году в Нальчике вышел её дебютный сборник «Вольный аул». Эта книга, высоко оценённая Алимом Кешоковым и Кайсыном Кулиевым, стала началом яркого пути в литературе. Позже, выступая на поэтических вечерах в Москве, она делила сцену с такими легендами, как Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский и Белла Ахмадулина, и не уступала им в силе своего таланта.
Инна Кашежева стала одной из самых ярких представительниц поэзии шестидесятников. Её стихи, наполненные романтикой и надеждой на перемены, быстро завоевали популярность. Она была частью московской литературной богемы, завсегдатаем Центрального дома литераторов. Однако, несмотря на внешнюю успешность, многие находили её странной и несколько отстранённой. Поэтический дар Кашежевой предполагал не только близость к людям, но и своеобразное бегство в мир собственной души, свободный от повседневной суеты и фальши.
Её творчество невозможно представить без Кавказа. Горы, аулы, традиции и история этого края стали для неё не просто темой, но и источником вдохновения. В своих стихах она воспевала красоту Кабардино-Балкарии, её людей и природу, создавая уникальный поэтический этнокод, который стал частью общероссийского культурного пространства. Например, в одном из своих стихотворений она обращается к отцу, умоляя его заговорить на кабардинском языке, чтобы сохранить связь поколений и дух предков:
«Заговори, отец, по-кабардински,
Хотя б немного внуков поучи,
Звеня уздечкой звуков, проскачи,
В тот край, где ты на счастье им, родился...»

Инна Кашежева - автор стихов почти 300 песен, многие из которых стали хитами советской эстрады. Её произведения исполняли такие звезды, как Майя Кристалинская, Иосиф Кобзон, Людмила Зыкина и Эдуард Хиль. Песни «Опять плывут куда-то корабли», «Подарок», «Лунный камень» и «Мой Нарьян-Мар» до сих пор звучат в сердцах слушателей. Особое место в её творчестве занимает песня «Возьми меня в Балкарию», которая, по сути, стала гимном балкарского народа.
Однако за внешним успехом скрывалась личная драма. Смерть родителей, автокатастрофа, в которой она сломала ноги и была вынуждена передвигаться на костылях, а также уход близкой подруги, сгоревшей от рака, стали для неё тяжёлыми испытаниями. В конце 1980-х годов, когда перестройка перевернула жизнь страны, привычный мир Кашежевой рухнул. Она впала в глубокую депрессию, перестала писать стихи и отошла от литературной жизни. Последние годы своей жизни она провела в уединении, лишь иногда общаясь с близкими.
Инна Кашежева ушла из жизни 14 мая 2000 года, в возрасте 56 лет. В последние дни рядом с ней была лишь дочь её покойной подруги. Она просила не сообщать о её смерти сразу, чтобы близкие запомнили её живой. Похоронена поэтесса в Москве на Хованском кладбище рядом с родителями.
Творчество Инны Кашежевой остаётся актуальным и сегодня. Её стихи, наполненные любовью к жизни, природе и человеку, продолжают находить отклик в сердцах читателей. В Кабардино-Балкарии её чтят как одну из самых ярких представительниц национальной культуры. 
Инна Кашежева оставила нам не только свои стихи, но и важный урок: поэзия - это не просто слова, это способ остановить время, запечатлеть мгновения и передать их будущим поколениям. Её голос, её душа и её любовь к Кавказу навсегда останутся с нами.
«Горы - преодолевающие самоё время, возвышающиеся до небес и рождающие высоких людей. Синоним всех вершин. Эталон высоты и низости…» - писала Инна Кашежева. И эти слова стали не только описанием её любимого Кавказа, но и символом её собственной жизни и творчества.

Аркадий Ковалёв

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

21.03.2025 - 16:15

И будет жив мой край

В Музее изобразительных искусств им. А.Л. Ткаченко открылась ретроспективная выставка живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства «И будет жив мой край...», посвящённая Дню возрождения балкарского народа.

21.03.2025 - 13:50

Замкнутый круг

Какая ночь! Как улицы тихи! Двенадцать на часах Аэрофлота. И кажется - дойдёшь до поворота И потекут бессмертные стихи! Александр Галич

19.03.2025 - 16:39

Образы Нартского эпоса

В Черкесске прошло совещание рабочей группы по подготовке второй межрегиональной выставки в рамках проекта «Мир нартского эпоса». Первая выставка «Карачаево-балкарский нартский эпос в изобразительном искусстве» прошла в КЧР в декабре 2022 года, в январе 2023 её привезли в Нальчик.

19.03.2025 - 14:30

«И будет жив мой край…»

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ КБР КАБАРДИНО–БАЛКАРСКИЙ  МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ  ИСКУССТВ имени А.Л.Ткаченко ПРИГЛАШАЮТ ПОСЕТИТЬ  ВЫСТАВКУ произведений из фондов музея «И будет жив мой край…»

18.03.2025 - 12:51

Эмка

Сегодня мы поговорим о замечательном поэте и талантливом переводчике. Наум Коржавин был близким другом Кайсына Кулиева и бывал у него в гостях в Чегемском ущелье. На фотографии мы видим их обоих. Классик балкарской литературы держит под уздцы коня, на котором гордо восседает столичный литератор.