Наследником по закону может быть признано нетрудоспособное лицо, находившееся на иждивении наследодателя на момент его смерти вне зависимости от родственных отношений.
Такой вердикт вынес Верховный суд РФ, рассмотревший дело Ирины Я., которая обратилась в суд с заявлением об установлении факта нахождения на иждивении у Григория Л., а также к городской администрации о признании в порядке наследования права собственности на принадлежащую Григорию Л. квартиру, мотивировав свои требования тем, что она более 35 лет состояла в фактических брачных отношениях с Григорием Л., с которым до дня его смерти совместно проживала в частном доме, ведя с ним общее хозяйство.
С момента достижения пенсионного возраста и до смерти Григория Л. заявитель в виду малого размера собственных доходов и наличия тяжёлого заболевания с последующим установлением второй группы инвалидности, находилась на его полном материальном обеспечении.
Принадлежащую ему квартиру он в течение 10 лет сдавал в наём. При этом арендную плату за неё по решению Григория перечисляли на счёт Ирины Я. в банке.
После смерти Григория Ирина полностью оплачивает жилищно-коммунальные услуги за спорную квартиру.
Администрация города обратилась в суд со встречным иском о признании права собственности города на квартиру и выселении указав, что наследники Григория на спорное имущество как по закону, так и по завещанию, отсутствуют.
Спорная квартира является выморочным имуществом, переходящим в порядке наследования по закону в собственность города.
Дело дошло до судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, которая указала на разъяснения пленума ВС РФ в постановлении от 29 мая 2012 г.. Находившимся на иждивении наследодателя может быть признан человек, получивший от умершего содержание в период не менее года до его смерти и вне зависимости от родственных отношений. Факт совместного проживания Ирины Я. и Григория Л. в частном доме подтверждён соответствующими свидетельствами о регистрации по месту пребывания, актом комиссии управления социальной защиты населения, а также показаниями свидетелей. В основании заявления об установлении факта нахождения на иждивении Ирина Я. ссылалась на то обстоятельство, что её гражданский муж, получая деньги за сданную в аренду квартиру, фактически содержал её, в том числе оплачивая после выявления тяжёлого заболевания всю необходимую медицинскую помощь и дорогостоящие лекарства. Его денежное содержание было для неё постоянным и основным источником средств к существованию.
Кроме того, отмечал ВС РФ, понятие «иждивение» предполагает как полное содержание, так и получение содержания, являющееся основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть не исключает наличия собственного дохода.
На новом слушании данного дела исковые требования гражданской жены умершего были удовлетворены, она была признана находившейся на иждивении, и квартира Григория Л. досталась ей по наследству.