В шестидесятых годах прошлого столетия в доме моего деда по материнской линии Сафарбия Мусовича гостил тогдашний председатель колхоза «Москва» в селении Жемтала Советского (ныне Черекского) района Магомет Кицбатырович Атабиев, и они делились воспоминаниями о трудном детстве и фронтовых дорогах Великой Отечественной войны.
Кстати, оба они завершили свой долгий и славный боевой путь в столице фашистской Германии – городе Берлине.
В пятилетнем возрасте мне довелось услышать рассказы о тяжёлом и трагичном детстве этих двух людей, которые считались названными братьями.
Судьба так распорядилась, что они уже в 13 лет вынуждены были работать чабанами в родном колхозе. Дело в том, что в тридцатые годы многодетного отца Магомета Кицбатыра Атабиева сослали в Сибирь как «кулака», где он и умер, хотя внёс в актив местного колхоза всё своё имущество.
– После смерти Сталина отца реабилитировали и я отправился в далёкую Сибирь в поисках каких-либо его следов, – вспоминал впоследствии М. К. Атабиев. – Совершенно случайный встречный русский мужичок мне сообщил, что Кицбатыра Атабиева «похоронили только вчера». Кроме этой единственной грустной вести сыну не удалось обнаружить других сведений о своём отце, который остался навсегда в далёком сибирском краю.
В 1937 году Магомета Атабиева призвали в Красную Армию, и через два года он в составе Крымской дивизии участвовал в освобождении Западной Украины, а в следующем 40-м – принимал участие в боях с белофиннами. С первой боевой наградой – медалью «За отвагу» – Магомет Атабиев в конце января 1941 года вернулся в родное село.
А в июне он снова надел солдатскую форму и, не дожидаясь повестки военкомата, добровольно встал на защиту своей Отчизны на фронтах Великой Отечественной войны.
Длинной и тягостной была фронтовая дорога Магомета Атабиева в составе 28-й армии, которая протянулась от Сталинграда до Берлина. Старшина бронебойной роты
М. Атабиев принимал участие практически во всех крупных боевых сражениях. Бесстрашного бойца дважды представляли к званию Героя Советского Союза, но оба раза помешало клеймо «сына кулака».
Победный день 9 мая 1945 года Магомет Атабиев встретил в Берлине с солидной коллекцией боевых наград, в числе которых два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны 2-й степени, медали «За оборону Сталинграда», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина» и другие.
В октябре 1945 года солдат Победы М. Атабиев вернулся в родное село инвалидом второй группы – к сожалению, сказались последствия тяжёлых ранений, полученных на фронте. Но наслаждаться мирной жизнью, которая досталась советскому народу такой ценой, у фронтовика не получилось: через месяц на общем собрании жемталинских колхозников Магомета Атабиева избрали председателем местного коллективного хозяйства. Практически на пустом месте крепкий и талантливый хозяйственник-фронтовик при поддержке совета старейшин и тружеников полей и ферм за короткий срок возродил колхоз, который носил название «Москва». А через два года после войны жемталинцы сумели собрать рекордный урожай зерновых, о котором стало известно на всю республику и страну. За этот трудовой подвиг председатель колхоза «Москва» Магомет Кицбатырович Атабиев был удостоен ордена Ленина
Руководил он «Москвой» до выхода на пенсию – до января 1987 года, и оставил преемникам колхоз-миллионер. В частности, фонд хозяйства составлял 9 миллионов 500 тысяч рублей, что по тем временам было баснословной суммой. При председателе М. Атабиеве средняя годовая прибыль по колхозу составляла миллион рублей. В коллективном хозяйстве жемталинцев насчитывалось пять тысяч голов крупного рогатого скота, 2150 овец и более 400 лошадей, не считая большого парка сельскохозяйственной техники и грузового автотранспорта, объектов хранения зерна и иной сельхозпродукции. На деньги колхоза в идеальном состоянии содержалась вся социальная инфраструктура в Жемтале. Всё экономически активное население было обеспеченно работой на постоянной основе и достойной зарплатой.
Трудовой подвиг солдата Победы Магомета Атабиева был отмечен высокими государственными наградами – двумя орденами Леина, орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта». А в 1985 году ему было присвоено высокое звание Героя Социалистического труда.
В октябре 1999 года его не стало, но память о нём жива в родном селе и по сей день. Именем Магомета Атабиева названа средняя школа
№ 2 в с. Жемтала.
Возвращаясь к воспоминаниям детства, хотел бы добавить, что я часто бывал в доме, где проживала многодетная семья Магомета Кицбатыровича, он располагался за речкой на другой стороне села под названием Жаноково. Трудно было подумать, что это скромное строение, которое сложно было назвать и домом, принадлежит председателю колхоза с 50-летним стажем. Сам он был одет всегда более чем скромно: сколько помнил, ходил он всё время в кирзовых сапогах не первой свежести, брюках галифе в заплатах и «древнем» пиджаке. Ещё запомнился он человеком тихим и немногословным, но зато очень красиво улыбался.
Ещё в школьные годы мой отец поведал одну историю из биографии Магомета Кицбытыровича Атабиева времён войны. Суть её такова: в разгар Великой Отечественной войны в одном из кровопролитных сражений красноармеец М. Атабиев обнаружил тяжело раненного офицера, который в бреду звал свою маму на кабардинском языке. Магомет Атабиев вынес раненого с поля боя, доставил в ближайший военно-полевой госпиталь, а сам продолжил свой фронтовой путь.
После войны выживший офицер долго искал своего спасителя не только в Кабардино-Балкарии, но также в Карачаево-Черкесии, Адыгее и других местах компактного проживания адыгов. Но поиски не увенчались успехом. Но, как говорится, земля слухами полнится: во время празднования очередного Дня Победы к этому офицеру, который к этому времени уже работал первым секретарём обкома партии, подошёл ветеран-фронтовик и сообщил: «Уважаемый, Тимбора Кубатиевич! Ваш спаситель, которого Вы так давно разыскиваете, живёт совсем рядом в селении Жемтала, а зовут его Магомет Кицбатырович Атабиев – председатель колхоза «Москва».
Тимбора Кубатиевич Мальбахов разыскал М. К. Атабиева в тот же день и два брата, два фронтовика, два победителя более не расставались до последних своих дней …