|
Красота вне времени
26 марта, 2025 - 15:56
«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа» - известная фраза Чехова определяет лейтмотив семинара «Проблемы сохранения и сценической адаптации традиционного черкесского женского костюма», который прошёл 25 марта в столице республики. Обучающий образовательный интенсив был организован для преподавателей, специалистов, руководителей хореографических коллективов, НКО, и дизайнеров-модельеров.
Директор национального музея Кабардино-Балкарии Феликс Наков провёл подробный и увлекательный экскурс по истории национального черкесского костюма, акцентировав внимание аудитории на его материальной эволюции. Он подчеркнул сакральный смысл атрибутов и деталей национальной одежды адыгов.
- Каждая деталь национального костюма наполнена важными смыслами, а знаковая система декора дешифрует культурные коды адыгского народа. Одежда могла рассказать буквально всё о его обладателе, начиная с его социального статуса или семейного положения, - отмечает Ф. Наков.
Так, например, материал, из которого сшит костюм, определённо свидетельствовал о богатстве его хозяина. Также наличие украшений, элементов декора и атрибутов также свидетельствовали о достатке или наоборот, указывали на низкую сословную принадлежность.
Богато расшитые костюмы с нарукавниками, щедро украшенными знаковыми декорациями, головные уборы – весь этот яркий и эффектный ансамбль мог принадлежать незамужней девушке. Костюмы же представительниц более старшего поколения отличались минимализмом и практически отсутствием декоративных элементов.
Есть в культуре национального черкесского костюма и сакральные цвета. Это красный и белый. Красные черкески носили представители дворянства, а белые костюмы могли себе позволить только представители княжеского сословия.
Полный комплект женской одежды состоял из нижней рубахи (её длина и покрой позволяли в летнюю жару оставаться только в ней), штанов, короткого кафтанчика, платья, тёплой зимней одежды, головного убора. Обязательным аксессуаром был кожаный пояс с декоративными элементами. Орнамент наносился преимущественно на платье и кафтанчик, при этом использовались серебряные или просто различавшиеся по цвету нити. Другим распространенным местом размещения орнамента был декоративный пояс с металлическими деталями, на которые рисунок наносился чеканкой, или, реже, гравировкой.
- Прекрасное одеяние черкешенок соответствовало и их внешним данным. Нужно было соответствовать идеальным меркам красоты. Одним из главных критериев красоты была осиная талия и идеальная осанка, которые свидетельствовали о благородном происхождении девушки. Именно поэтому деревянные корсеты, которые благоприятствовали формированию идеальных форм, могли себе позволить носить только представительницы высшего сословия. Снимали корсеты уже после замужества и появления детей. То же самое касалось и головных уборов. Незамужние девушки носили украшенные золотыми и серебряными орнаментами шапки митральной формы, а после замужества и рождения детей снимали их, одевая платок, - объясняет Ф. Наков.
Ради достижения идеальных параметров красоты адыгским девушкам приходилось испытывать физические трудности. Помимо утягивающих корсетов, представительницы княжеского сословия должны были также носить особенную обувь «пхъэ вакъэ». Однако так обувались только по торжественным случаям, чтобы походка получалась плавной, неспешной и величественной. Изготавливалась такая обувь из дерева. Затем её обшивали бархатом или кожей и богато декорировали вышивкой. Высота «пхъэ вакъэ» могла достигать 20 см.
В начале 20-го века женский адыгский костюм претерпел серьёзные изменения, как, впрочем, и костюмы других народов. В круги адыгской интеллигенции и знати проникла европейская мода. Некоторые благородные замужние дамы отказались от шапочек и шалей, сочетая европейскую прическу с национальным костюмом. Стали появляться черты европейской моды и в наряде: ушёл ложный лопатообразный рукав, уменьшилось количество орнаментов, а в некоторых костюмах от него стали и вовсе отказываться.
Но при этом адыги смогли сохранить своё богатство – сложный, роскошный и изысканный национальный костюм.
Сегодня мы вернулись к истокам и все чаще обращаемся к своей национальной культуре, и на свадебных торжествах невесты надевают красивейший черкесский костюм, который может повторять традиционные классические каноны кроя и декорации, либо же может коллаборировать с современной модой.
Марианна Губашиева. Фото Артура Елканова
30.04.2025 - 19:08 |
В Национальном музее Кабардино-Балкарии завершилась выставка «Гардарика Кавказ», а её итоги стали поводом для масштабного обсуждения. В рамках круглого стола «Пути развития арт-фестиваля в городе Нальчик» организаторы проекта, кураторы, музейные работники и горожане обсудили, как культурные инициативы могут преобразить город и регион.
|
25.04.2025 - 17:24 |
В Центре культурного развития прошло мероприятие, посвящённое Всемирному дню книги и авторского права. Ежегодно Общество книголюбов КБР отмечает этот день как свой профессиональный праздник, проводит гала-концерт и церемонию чествования победителей конкурсов и активных участников проекта «Забота о чтении – забота о будущем нации».
|
25.04.2025 - 14:50 |
В Нальчике встретили труппу Татарского государственного театра драмы и комедии им. К. Тинчурина. Артисты приехали в Кабардино-Балкарию в рамках Всероссийского проекта «Большие гастроли». На пресс-конференции, которая состоялась в Кабардинском государственном драматическом театре им. А. Шогенцукова, гости рассказали о программе своего пребывания в нашей республике.
|
24.04.2025 - 12:50 |
Художественный фильм «Шарф любимой» вышел на советские экраны в январе 1955 года. Он стал ещё одной картиной, которую снимали на территории нашей республики.
|
23.04.2025 - 17:47 |
В фильме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо» снимались наши земляки. Барасби Мулаев исполнил роль Макара Чудры, а Ляля Чёрная сыграла пожилую цыганку. Впрочем, сегодня речь пойдет не о них, а о молдавском актёре Григоре Григориу, для которого Лойко Зобар стал по-настоящему звёздной ролью.
|
|