В музее изобразительных искусств им. А.Л. Ткаченко представлен выставочный проект мецената и коллекционера Данияла Хаджиева, организовавшего экспозицию двух совершенно разных художников, которых объединяло время и дружеские отношения. В залах музея развернулась ретроспектива работ Николая Ефименко и Сулеймана Будаева.
Ценитель искусства, собиратель произведений талантливых авторов Кабардино-Балкарии Даниял Хаджиев, чей подвижнический труд даёт возможность сегодняшнему и будущим поколениям созерцать масштабную картину жизни уникальных художников, рассуждать вместе с ними, переживать и радоваться, четверть века активно занимается коллекционированием произведений современного искусства. Он организовывает художественные выставки, и благодаря его деятельности многие мастера обрели статус настоящих художников и получили общественное признание. Творческое содружество Данияла с музеем изобразительных искусств длится с середины 80-х годов, в результате возникло множество выставочных проектов. Сегодня у посетителей музея есть возможность увидеть работы Николая Ефименко, последняя персональная выставка которого состоялась в 1995 году, и Сулеймана Будаева, работы которого выставлялись в 2013-м. Пережить заново общение с авторами, проникнуться пульсирующей энергетикой, понять, как менялись их отношение к окружающему миру, стилистика и информационная нагрузка произведений, сделать для себя множество открытий позволяет посетителям настоящая экспозиция. Сулейман Будаев, являясь учеником Николая Ефименко, сделал первые шаги в искусстве под его чутким руководством, но остался проникновенным, тонким, колористически богатым и поэтичным художником. Оба автора совершенно уникальны, имеют яркое лицо, собственный творческий и человеческий путь. Это были сильные, неординарные личности. Их уход из жизни воспринимается нелепой трагической случайностью.
Экспозиция вместила около двухсот работ, являясь концентрированно информативной и пронзительно яркой – собственно, такой, какими и были в жизни авторы экспозиции. Сулейман родился и жил в Баксанском ущелье, черпая вдохновение и сюжеты картин в красоте родного края. Николай появился на свет на Волге в Астраханской области, но более тридцати лет прожил в Тырныаузе, где начал работать в стиле соцреализма. Но постепенно мучительно пришёл к пониманию вечных истин и, соответственно, к новому искусству. Из дневника Ефименко первых лет жизни в горах Тырныауза: «Живу как бог! Вокруг всё по-божески: и небеса, и высокогорные цветы. И я сам – один, как перст. Так и живу, впитывая окружающий мир, и кажется мне временами, что, кроме нас, и нет никого на этом свете, а если есть, то далеко-далеко…».
– Сегодняшняя выставка удивила даже меня, так как некоторые из представленных работ я вижу впервые, – сказал на открытии председатель Союза художников КБР Геннадий Темирканов. – Художник жив, пока живы его работы, а живы они по сей день благодаря непосредственному участию в их судьбе Данияла Хаджиева, за что не устану выражать ему искреннюю благодарность. Отдельное спасибо коллективу музея изобразительных искусств, который в течение нескольких лет работает в непростых условиях, делая всё возможное для сохранения творческого наследия. Художнику очень важно понимать, что после его ухода работы, созданные в течение жизни, не будут забыты и уничтожены, а сохранятся для последующих поколений. Каждое произведение является отражением эпохи, признаки которой должен знать уважающий себя человек. Выставка замечательная. Удивительны графические портреты Ефименко, с которыми мы неожиданно познакомились сегодня, и живопись Будаева, которую смело можно назвать отражением жизни народа.
Г. Темирканов выразил надежду, что многие нальчане и гости республики захотят увидеть эту выставку и сделают для себя немало важных открытий.
– Меня спрашивают, почему я объединил этих художников. Они дружили с давних пор, когда Будаев был совсем юным, а Ефименко уже состоявшимся художником, – пояснил Даниял Хаджиев. – Они были совершенно разными по характеру и темпераменту, но что-то настоящее в глубинах их душ бесконечно объединяло их. Конечно, мы понимаем сейчас, что это было творчество.
Фото Артура Елканова