В год 80-летия Победы в редакцию «КБП» обращаются многие читатели газеты, которые хотят рассказать о своих родственниках, знакомых – участниках Великой Отечественной войны. О том, что происходило в тот сложный для страны период в жизни Анатолия Хажмусовича Ахохова, ставшего впоследствии известным организатором производства, директором Нальчикского завода телемеханической аппаратуры, рассказал исполнительный директор OOO «Научно-технический центр «Севкавэлектронмаш», председатель Кабардино-Балкарского отделения организации «Трудовая доблесть России» Леонид Бондарев.
Урок для подростков
«Анатолий Хажмусович был скромным человеком, не рассказывал другим о себе, но в доверительных беседах делился со мной воспоминаниями», – говорит Леонид Николаевич.
Родился Анатолий Хажмусович 17 апреля 1929 г. в Нальчике. Его отец – Ахохов Хажмуса Жамботович – работал в Верховном суде КБАССР. Когда началась война, его часто вызывали по тревоге в составе специальных отрядов для борьбы с диверсантами, которых фашисты забрасывали с самолётов к нам в тыл.
Всё взрослое население было занято на работе, а дети часто предоставлены сами себе. Однажды они нашли револьвер системы «Наган». Когда об этом узнал Хажмуса Жамботович, он собрал детей и объяснил, какую смертельную опасность представляет собой оружие и какую ответственность за это могут понести не только они, но и их родители. Это был урок для всех подростков.
Сын полка
В начале 1942 года Анатолий сбежал из дома – вместе со своим другом они решили путешествовать на товарных поездах по разным городам. Они незаметно цеплялись за вагоны во время начала движения поезда, привязывали себя поясом к перилам на площадках между вагонами, чтобы не упасть во время сна. Но, несмотря на их «предосторожности», несчастья не удалось избежать, в одну из таких поездок подростки смело шли по крышам вагонов, перепрыгивая с одного вагона на другой, высокий Анатолий перепрыгнул на крышу очередного вагона, а его друг сорвался и упал между вагонами под колеса…
После этого случая Анатолий Ахохов оказался на передовой – фронт двигался от Ростова на Кавказ, наши войска отступали, среди этих войск были особо секретные дивизионы «Катюш», которые перебрасывались в первую очередь в сторону тыла, чтобы фашисты не могли захватить наши установки. Пусковые установки «Катюш» были зачехлены брезентом, и во время очередного передвижения бойцы заметили 13-летнего худощавого высокого мальчишку, но не прогнали, а взяли к себе – так Анатолий оказался в составе дивизиона легендарных «Катюш» в качестве сына полка.
По разным данным, в полках в период Великой Отечественной войны было от 3,5 до 200 тыс. сынов и дочерей полка, взятых на попечение воинской частью – детей, оказавшихся без попечения родителей в ходе боевых действий, а также детей, убежавших из тыла и добравшихся до передовой.
Переносные «Катюши»
В начале августа 1942 года под натиском врага на участке фронта от Краснодара до Майкопа в горы Кавказа отошли дивизионы «Катюш». Возникли трудности – на горных дорогах было тесно, подходящих площадок для стрельбы мало, машины ставили вдоль дорог в ряд на приличном расстоянии друг от друга, это влияло на точность стрельбы.
И тут проявилась смекалка наших воинов, которые обеспечивали ремонт «Катюш» в составе походных мастерских. Начальник мастерской капитан Александр Фомич Алфёров предложил пусковые установки сделать переносными, а чтобы они были легче, использовать реактивные снаряды уменьшенного калибра. Изготовили опытный образец, успешно провели испытания.
Командующий Северо-Кавказским фронтом маршал Советского Союза Семён Михайлович Будённый захотел сам посмотреть, как она стреляет. Демонстрационная стрельба была организована в ущелье недалеко от Туапсе, и командующий фронтом тут же принял решение организовать производство переносных реактивных установок прямо в походных мастерских и в г. Сочи.
Дивизионы «Катюш» перебрасывались на большие расстояния из одной армии в другую, туда, где нужна была особая поддержка реактивным огнём, это было в районах Туапсе, Горячий Ключ, Новороссийск. В декабре 1942-го на фронте от Туапсе до Новороссийска инициатива перешла в руки наших подразделений. 10 февраля 1943 года войска Северо-Кавказского фронта вышли к Краснодару и за два дня освободили его от фашистов.
Здесь же и произошла встреча Анатолия Ахохова с отцом, который всё это время разыскивал сына, нашёл и вернул в Нальчик.
Переплетения человеческих судеб
Фронтовой опыт общения с техническими специалистами определил профессиональный путь Анатолия Ахохова. Он стал курсантом Бакинского мореходного училища, в котором также в 1944–1946 годах учился Евгений Максимович Примаков, впоследствии – крупный государственный деятель, в 1996–1998 гг.
– министр иностранных дел Российской Федерации.
Затем была школа матросов в Эстонском городе Пярну, Мурманское морское пароходство (рулевой), редукторный завод в Киеве (слесарь), учёба в Киевском политехническом институте, а дальше – трудовые свершения в Кабардино-Балкарии – Тырныаузский вольфрамо-молибденовый комбинат (механик рудника, главный механик шахты), Тырныаузский завод низковольтной аппаратуры (директор), Нальчикский завод телемеханической аппаратуры (директор), производственное объединение «Севкавэлектронмаш» (генеральный директор).
Анатолий Хажмусович Ахохов был удостоен высокого звания «Герой Социалистического Труда».
Интересны переплетения судеб человеческих – в дивизионе «Катюш», где Анатолий Хажмусович в годы войны являлся сыном полка, командиром был Нестеренко Алексей Иванович, который после войны стал первым начальником космодрома «Байконур», организовал запуск мирных ракет – космических спутников и кораблей. А Анатолий Хажмусович стал руководителем разработки и производства на Нальчикском заводе телемеханической аппаратуры (НЗТА) систем подготовки ракет к старту на «Байконуре».
В начале 2000-х судьба вновь свела Ахохова с Евгением Примаковым, в то время президентом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, куда Анатолий Хажмусович представлял проект восстановления Тырныаузского вольфрамо-молибденового комбината и другие проекты и предложения по восстановлению промышленного потенциала КБР.
Много и других интересных переплетений с людьми было у Анатолия Хажмусовича, но это уже послевоенные истории.