Представители Банка России заявили о возможности расширения тарифного коридора ОСАГО. Благодаря этому страховые компании смогут назначать более низкий и высокий тарифы для аккуратных водителей и нарушителей ПДД соответственно.
– В первую очередь это важно для добросовестных автомобилистов. Они хотели бы видеть полис ОСАГО прикреплённым не к автомобилю, а к конкретному человеку с его плюсами и минусами, возрастом, биографией, автоисторией, манерой вождения и так далее, – поясняет член рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Игорь Моржаретто. – Это было достаточно просто отследить по результатам многочисленных опросов общественного мнения. Понятно, что люди, которые аккуратно ведут себя за рулем и хорошо водят автомобиль, не попадают в аварии и не нарушают правила дорожного движения, хотели бы платить меньше и считают справедливым, что для них обязательная страховка должна стоить дешевле. Безусловно, этого надо достигать за счёт проблемных автолюбителей, которые агрессивно ведут себя на дороге и провоцируют опасные ситуации, нарушают ПДД, раз за разом попадают в аварии.
Первый этап реформы успешно прошёл больше года назад. Этот положительный опыт показал, что направление выбрано верно. Даже небольшие корректировки в системе подсчёта коэффициента возраста и стажа уже привели к снижению стоимости страховки. Многие водители почувствовали это при оформлении нового полиса.
– Уменьшится ли благодаря новой схеме число автомобилистов без полиса ОСАГО на дорогах?
– На текущий момент ситуация на российских дорогах неутешительна. По данным рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов», только в Москве 20% водителей ездят без полиса ОСАГО. На самом деле в систему ОСАГО надо внести достаточно много корректировок. В числе прочего необходимо ужесточить наказания для водителей, которые предпочитают обходиться без покупки полиса. Ни один гражданин РФ не имеет права водить автомобиль без ОСАГО вне зависимости от своих желаний. Это наша всеобщая обязанность и залог безопасности на дорогах. К сожалению, все мы знаем достаточно много историй, в том числе с участием наших знакомых, которые попадали в ДТП по вине автомобилистов без оформленного полиса. Потом этим пострадавшим приходится достаточно долго и с большими трудностями добиваться справедливого возмещения ущерба.
Я также вхожу в рабочую группу ОНФ «Защита прав автомобилистов». В основном в её составе общественники, журналисты и юристы. В первую очередь все они стоят на защите автомобилистов. Когда мы поднимали вопрос об увеличении штрафов и введении дополнительных мер обеспечения в виде эвакуации автомобиля для тех, кто ездит без полиса ОСАГО, практически единогласно проголосовали за увеличение штрафов.
По моему мнению, размер одноразового штрафа должен быть не меньше стоимости полиса ОСАГО или равным ей. Например, сейчас у нас средняя стоимость полиса 5 300 рублей. Значит, штраф тоже должен быть равен минимум 5 000 рублей.
– Изменения должны вступить в силу уже с сентября?
– Я не вижу поводов ждать больше необходимого. Например, 23 августа вступят в силу поправки в закон об ОСАГО, в соответствии с которыми страховщики начнут считать стоимость полиса по-новому. Если к этому времени будет готова вся нормативная база, то уже с сентября страховые компании смогут рассчитывать стоимость полиса ОСАГО по новым правилам. Я уверен, не следует откладывать это все на потом, ожидать удобного момента. Однако, повторюсь, для этого должна быть готова нормативная база, будут проинформированы и проинструктированы все представители страховых компаний. Возможно, есть смысл в организации мастер-классов для представителей страхового бизнеса. А компании, в свою очередь, могут проводить занятия для агентов, чтобы научить их работе в новой системе. Это поможет избежать лишних проблем и ускорит работу. Важный момент – все компании должны единовременно следовать нововведениям.