Ежегодно порядка пяти миллионов человек – взрослых и детей – регистрируют органы Пенсионного фонда Российской Федерации, предоставляя уникальный номер индивидуального лицевого счёта застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС).
Как пояснили в пресс-службе Отделения Пенсионного фонда РФ по КБР, помимо того, что страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС) нужен для формирования пенсии, он необходим для получения государственных услуг в электронном виде и льгот, сокращения количества документов при получении различных услуг.
Для детей
Для получения документа для ребёнка до 14 лет мать или отец с собственным паспортом и свидетельством о рождении ребёнка могут обратиться в любой территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации либо в Многофункциональный центр по оказанию государственных и муниципальных услуг. Дети старше 14 лет могут обратиться самостоятельно со своим паспортом.
Родителям оформлять СНИЛС на детей, родившихся с 15 июля 2020 года, не требуется – Пенсионный фонд самостоятельно пришлёт номер в «личный кабинет» матери на едином портале государственных услуг gosuslugi.ru.
После появления в информационной системе ПФР сведений о рождении ребёнка, поступивших из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, номер индивидуального лицевого счёта ребёнка будет оформлен автоматически и направлен в «личный кабинет» матери на портале ЕПГУ. Сервис доступен тем родителям, которые зарегистрированы на портале. Чтобы оперативно получить уведомление об оформленном СНИЛС по электронной почте или в СМС, необходимо выбрать соответствующие настройки в «личном кабинете».
Для семей, которые усыновили детей, сохраняется прежний заявительный порядок оформления СНИЛС, поскольку необходимые сведения могут представить только сами усыновители.
Для взрослых
При заключении трудового договора или договора гражданско-правового характера работодатель отправляет данные сотрудника и заполненную анкету в территориальный орган Пенсионного фонда России. Получить СНИЛС можно в любом территориальном органе ПФ РФ, а также в МФЦ.
В случае потери документа
Страховой номер предоставляется каждому гражданину один раз и навсегда закрепляется только за его индивидуальным лицевым счётом. Саму пластиковую карту при потере можно восстановить. Работающим следует обратиться в отдел кадров предприятия, учреждения, где они трудятся, с заявлением о выдаче документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учёта. Самозанятые – индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и т. д., а также неработающие должны подать заявление в любой территориальный орган ПФ РФ или МФЦ.
На сайте ПФР в «личном кабинете» реализован сервис получения документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, в режиме онлайн, что позволяет гражданину получить сведения о СНИЛС в электронном виде.
Личные данные, указанные в документе, подтверждающем регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, должны соответствовать данным паспорта, поэтому при смене фамилии необходимо подать заявление об изменении анкетных данных, содержащихся в индивидуальном лицевом счёте зарегистрированного лица.
Получить документ, подтверждающий регистрацию, или изменить анкетные данные, содержащиеся в индивидуальном лицевом счёте, можно в любой клиентской службе ПФР (по предварительной записи) либо в МФЦ.