Принято считать, что до революции народы Кабардино-Балкарии не знали многоголосного хорового пения. Во всяком случае, сведений о нём нет нигде в исторических документах. Народные песни, главным образом предания о героях, исполнялись в своеобразной манере талантливыми певцами-одиночками. В эти дни исполняется 80 лет с даты первого выступления профессионального кабардинского хора, созданного из талантливых певцов, собранных по всей республике.
Интенсивное формирование кабардинской и балкарской музыкальной культуры началось ещё в конце двадцатых годов прошлого века. На начальном этапе становления активную помощь оказывали приезжие специалисты, профессиональные музыканты, композиторы.
В середине 30-х годов была создана специальная комиссия по отбору способной молодёжи для будущего кабардинского хора. Её возглавил музыкант Александр Покровский. В двадцатые-тридцатые годы прошлого века он жил в Нальчике и преподавал в Ленинском учебном городке, а также вёл предмет «основы музыкальной грамоты» в нальчикском педагогическом техникуме. Покровский руководил самодеятельным хоровым кружком учебного городка. В 1931 году его воспитанники успешно приняли участие в первой областной олимпиаде самодеятельного искусства Кабардино-Балкарии и завоевали право быть в составе делегации области в первой краевой олимпиаде самодеятельного искусства горских народностей Северного Кавказа. Балкарский хоровой кружок тогда премировали поездкой в Москву на Всесоюзную олимпиаду искусств, а кабардинский хоровой кружок был награждён Почётной грамотой олимпиады. Руководитель обоих кружков А. Покровский был отмечен как один из лучших руководителей хоровых коллективов, представленных на краевой олимпиаде. Всесоюзная олимпиада самодеятельного искусства принесла успех участникам балкарского хорового кружка. После этого успеха Александр Покровский поступил в Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского на отделение хорового дирижирования, а по окончании вернулся в Нальчик и с новыми силами и энтузиазмом взялся за создание хоровых коллективов.
Для создания профессионального кабардинского хора комиссия ездила по селениям и записывала юношей и девушек, обладающих хорошими вокальными и музыкальными данными. Из более чем двух тысяч участников кружков художественной самодеятельности отобрали артистов, но все они были музыкально неграмотными, не владеющими нотной записью, многоголосным пением, не имели полного представления о предстоящей работе. Обучение свыше шестидесяти талантливых молодых людей продолжалось больше года – они изучали музыкальную грамоту, вокальную технику, овладевали искусством хорового пения. Параллельно с напряжённой учёбой будущие вокалисты обязаны были подготовить и концертную программу.
Первый полноценный концерт хора состоялся 1 февраля 1939 года. В том же году восемь кабардинских песен были записаны на грампластинки специальной бригадой Московской фабрики звукозаписи. Вскоре хор был приглашён Всесоюзным радиокомитетом в Москву, где выступил несколько раз на Всесоюзном радио.
На всё это нужно было потратить немало времени и труда. Немалый вклад в хоровое искусство нашей республики внёс талантливый композитор Арсений Михайлович Авраамов. В течение многих лет он собирал музыкальный фольклор народов Кавказа и Кабардино-Балкарии. Внимательно и кропотливо изучив музыкальный фольклор кабардинского народа, Арсений Михайлович сумел найти наиболее приемлемые и доходчивые для широкого круга слушателей музыкальные и хоровые формы изложения как при обработке старинных народных песен, так и при создании новых оригинальных. Яркой и самобытной фигурой был талантливый самоучка – певец, гармонист и композитор Индрис Кажаров. Увы, его звезда светила недолго, музыкант героически погиб в Великой Отечественной войне…
Участвовал в создании нового музыкального коллектива и основоположник кабардинской советской литературы Али Шогенцуков. Будучи литературным консультантом кабардинского хора, он оказывал большую помощь руководителю и главному дирижёру А. Покровскому и композитору А. Авраамову в обработке и переложении на ноты старинных кабардинских песен, ранее не знавших хоровой формы исполнения. Благодаря ему достоянием слушателей стали песни и арии из опер русских и советских композиторов: «Песня о Щорсе», «Песня о Чапаеве», «По долинам и по взгорьям», «Сулико», арии из опер Мусоргского и Рубинштейна «Хованщина» и «Демон». Шогенцуков проделал большую работу по созданию и пропаганде профессиональной музыки и песенного народного творчества. Наряду со старинными песнями «Андемиркан», «Мартина», «Кербеч» и другими в репертуаре хора появились лирические песни на слова Шогенцукова «Хамид», «Накулен», «Лина-трактористка». Но это было уже позже.
Торжественное открытие кабардинского государственного хора состоялось в Нальчике 1 февраля 1939 года. Первый концерт профессионального балкарского хора был организован в августе 1940 года. Анонсируя это событие, композитор Трувор Карлович Шейблер в газете «Социалистическая Кабардино-Балкария» писал: «3 августа состоится первый концерт государственного балкарского хора. Этот молодой хор существует всего один год, но благодаря упорной и серьёзной работе он вырос в профессиональный коллектив. У него уже есть свой репертуар – обработки старинных и новых песен балкарского народа, песни советских композиторов. Несколько песен будут исполнены объединёнными силами двух коллективов – кабардинского и балкарского хоров».