В ближайшие годы рынок агротуристических услуг России будет двигаться от краткосрочных мастер-классов и дегустаций фермерской продукции в сторону многодневных туров с более разнообразным набором мероприятий.
Наиболее перспективными направлениями при этом должны стать семейные туры выходного дня на фермы. Расширение предложений и увеличение числа организованных программ в сегменте агротуризма позволит уже в ближайшие два года вчетверо нарастить ежегодный поток туристов в сельскую местность – до восьми миллионов человек. Такое предположение высказал заместитель председателя правления Россельхозбанка Денис Константинов на площадке конференции «Туристический потенциал сельских территорий».
– Рынок агротуристических услуг в России пока находится в начальной стадии формирования: он не структурирован, а фермеры не обладают достаточными знаниями для работы с туристами. В отличие от европейских стран, где сельский туризм как направление развивается с середины прошлого века и ежегодно привлекает до 40 миллионов туристов, в России индустрия сельского отдыха пока представлена единичными программами, ориентированными на короткое пребывание в хозяйствах фермеров, – комментирует Денис Константинов.
В их числе он назвал экскурсии, дегустации и мастер-классы по приготовлению национальных блюд, а также непосредственное участие отдыхающих в хозяйственной деятельности фермеров.
В дальнейшем, по прогнозам представителя Россельхозбанка, количество и содержание предлагаемых агротуристических программ будет расширяться. В них появятся развлекательные мероприятия, проведение сельских праздников и обрядов, конкурсов, организация корпоративных мероприятий, активный отдых и ряд других сервисных услуг.
По словам Дениса Константинова, в перспективе появятся более длительные и разнообразные программы, для реализации которых потребуется наличие соответствующих компетенций, организация питания и создание в фермерских хозяйствах инфраструктуры для комфортного проживания и развлечения туристов.
При этом наиболее перспективными он называет семейные туры выходного дня на фермы. По его оценке, основной спрос обеспечат семейные пары с детьми, которые предпочитают отдых от городской суеты на лоне природы в течение двух и более дней.
Способствовать развитию агротуризма в России будет создание полноценного цифрового сервиса для продвижения услуг сельского туризма и поддержки участников рынка.
– У нашего банка в этом направлении уже есть ряд готовых решений, – добавил Д. Константинов. – В частности, любой фермер может зарегистрироваться на платформе РСХБ «Свое Родное» и рассказать, какие туристические услуги он предлагает. В течение 2021 года мы планируем довести количество зарегистрированных на этой платформе хозяйств, предоставляющих услуги агротуризма, до 300 участников.
По нашим прогнозам, к концу следующего года количество проданных агротуров через цифровую платформу «Свое Родное» должно вырасти до четырёх тысяч.
Для крестьянских (фермерских) хозяйств, которые будут специализироваться на сельском туризме, это станет стимулом для дальнейшего развития, а может быть, и диверсификации своего хозяйства. В результате доля доходов фермеров от агротуристической деятельности в будущем может достигать от 35 до 75 процентов, а общая выручка этого направления туризма возрастёт до 55 миллиардов рублей.
Кроме того, одним из направлений помощи фермерам станет создание для них комплекса обучающих программ и тренингов по предоставлению туристических услуг, в том числе на базе существующего образовательного проекта банка «Школа фермера».