Драйверы региональной экономики

Малое и среднее предпринимательство – одна из ключевых составляющих парадигмы роста современной экономики через грамотную инвестиционную и инновационную политику.

Кризисные времена, вызванные пандемией коронавируса, а также санкциями в отношении нашей страны, стали своего рода стимулятором для мобилизации всех внутренних и внешних потенциальных ресурсов, в первую очередь интеллектуальных, материальных и инвестиционных, которые призваны не только сдерживать спад в экономике, но и способствовать её развитию.
Масштабы страны не позволяют применить к каждой территории один для всех универсальный рецепт развития малого бизнеса. Хотя основные проблемы хорошо известны: это административные барьеры, большая фискальная нагрузка, низкая доступность льготных бюджетных и банковских финансовых ресурсов.
Чтобы снизить их влияние, сделать малый бизнес более устойчивым и эффективным, государством принят ряд принципиальных законов, которые обеспечивают бизнесу налоговые каникулы, вводят моратории на повышение налогов и сборов, на проверки для добросовестных предпринимателей. Реализуются программы инфраструктурной и финансовой поддержки малого бизнеса, принимаются меры по стимулированию деловой активности, облегчению регулирования и снятию административных барьеров.
Но даже при самой лучшей законодательной базе бизнес-климат будет зависеть от конкретных правоприменительных практик и даже конкретных исполнителей. К тому же каждый субъект имеет свои особенности, как и свои традиционные секторы экономики, где есть зависимость от географической и национальной специфики. 
Кластерные приоритеты Кабардино-Балкарии – аграрный и туристско-рекреационный комплексы, которые в рамках реализуемых в России национальных проектов имеют значительный потенциал для инвестиций.
При текущей экономической ситуации становится очевидным, что усилия руководства региона и бизнес-сообщества направлены прежде всего на реализацию крупных инвестиционных проектов, призванных обеспечить устойчивый рост поступлений в бюджет и гарантированные новые рабочие места. 
С одной стороны, в условиях налоговых преференций вопросы развития малого бизнеса отодвигаются как бы на второй план, что обосновывается снижением интереса к сектору, доходность от которого, в том числе для индивидуальных предпринимателей, незначительна. С другой стороны, это ошибочный подход, который в дальнейшем может обернуться накоплением трудноразрешимых проблем. 
Ссылка на то, что малый и средний бизнес пока не является основой или крупной составной частью региональной экономики, на мой взгляд, не совсем оправдана. В Кабардино-Балкарии структурно он в большинстве своём сосредоточен в таких сферах, как торговля, сельское хозяйство, услуги и работы в области транспорта, ЖКХ и рекламы. Практически не представлены или представлены слабо отрасли, которые, базируясь на ресурсном потенциале республики, могли бы обеспечить достаточно высокий уровень конкурентоспособности. Речь идёт о таких сферах, как производство строительных материалов с использованием местного сырья, туристические и рекреационные услуги, инновационный бизнес, ориентированный на высококвалифицированные трудовые ресурсы.
Среди причин, в результате которых структура бизнеса в республике не претерпевает больших изменений, – отсутствие не только благоприятных, стабильных экономических условий для развития, но и необходимых знаний и компетенций, как у субъектов предпринимательской деятельности, так и у кадров, ответственных за взаимодействие с бизнесом. И, наконец, отсутствие комплексной и эффективной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровне. Кроме того, для предпринимателей региона остаются актуальными следующие проблемы: высокая арендная плата за помещения, рост цен на энергоносители, трудности получения кредита, высокая зависимость от внутреннего спроса.
Необходимы системные изменения экономической политики в вопросах поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Не следует обольщаться отдельными положительными статистическими данными об объёмах финансовой поддержки, других стимулирующих мероприятий со стороны государства. Получаемая отдача несоизмерима с ожиданиями экономического роста. Темпы прироста малых предприятий, индивидуальных предпринимателей в республике, к сожалению, заметно отстают от среднероссийских показателей.
Государственные и муниципальные органы, образующие инфраструктуру поддержки предпринимательства, должны проникнуться пониманием того, что будущее региональной экономики за малым бизнесом. Он является гарантом её гибкости и динамичности, мощным средством постоянной корректировки и сохранения структуры воспроизводства, удовлетворяющей потребности населения в работе, заработной плате, социальных услугах.
На наш взгляд, вопросы развития бизнеса не могут рассматриваться как кратковременная кампания. Улучшение институциональной среды для эффективного развития малого и среднего предпринимательства, самозанятости населения – это работа в реальном режиме времени, требующая концентрации сил и внимания, умения отвечать на вызов времени.
От режима постоянных изменений для малого бизнеса никуда не уйти, таковы законы экономики. Однако даже в далеко не безупречных условиях функционирования предпринимательства можно проводить грамотное маневрирование, выстроить эффективную систему отношений «государство – местное самоуправление – бизнес-сообщество» к взаимной пользе всех сторон. В основе успеха – комплексный подход, рассматривающий малый и средний бизнес как экономическую категорию, метод хозяйствования и тип экономического мышления.
Исходя из сложности стоящих задач, необходимо в первую очередь разработать стратегию развития малого и среднего предпринимательства. В её основу должны быть положены исследования и мониторинг современного состояния малого бизнеса, а также определение факторов, влияющих на его развитие, адаптированность предпринимателей к региональной и территориальной специфике, условиям функционирования.
Это позволит выбрать эффективно гарантированный вектор развития предпринимательства, возможные варианты его корректировки по ходу реализации. Полагаю, это будет социально-инновационная модель, предусматривающая приоритетное развитие предпринимательства в базовых отраслях региональной экономики, а также в сферах культуры, здравоохранения, образования, социальных, бытовых и коммунальных услуг.
Смею предположить, что в разработке стратегии развития предпринимательства наверняка помогут результаты сплошного статистического наблюдения, которое должно проводиться по итогам каждого финансового года. Последнее, насколько мне известно, проводилось ещё лет десять назад. За это время данные, естественно, устарели, сменились критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории малого и среднего предпринимательства – как по выручке, так и по структуре уставного капитала. Результаты наблюдения можно использовать в таких областях, как оптимизация государственных инвестиций в развитие малого и среднего бизнеса, инфраструктурные проекты, создание технопарков, территориальное планирование, подготовка креативно мыслящих кадров и т.д.
Также в основу стратегии должны быть положены результаты мониторинга реализуемых федеральных и региональных программ, действующего законодательства, направленного на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства.  Это позволит  выявить, все ли установленные государством льготы и гарантии, стимулирующие мероприятия нашли применение в республике, и определить ещё не востребованные возможности и ресурсы.
В соответствии с поставленными целями и задачами по определению региональной политики стратегии развития предпринимательства важной также представляется разработка с экспертным сообществом предложений по совершенствованию деятельности субъектов малого бизнеса, выстроенных на законах рыночной экономики, обобщение передового опыта наиболее продвинутых отечественных организаций малого бизнеса и возможности их использования в условиях региона, разработка и обоснование основных направлений совершенствования экономических отношений в системе «государство – местное самоуправление – малый бизнес».
Слагаемыми стратегии развития предпринимательства в первую очередь должны стать благоприятный деловой и налоговый климат, поддержка конкурентоспособного бизнеса, развитие частно-государственного партнёрства, рациональное использование традиционных отраслей региональной экономики, специфики устойчивого развития территорий республики, которые, как известно, даже по географическим характеристикам разнородны: равнины, предгорья и горы.
Дифференцированный подход позволит учесть различия муниципальных районов и выявить приоритеты развития малого и среднего предпринимательства на основе имеющегося потенциала и различий по производственной насыщенности, степени занятости экономически активного населения и уровню жизни наших сограждан.
Особую значимость в рамках политики импортозамещения приобретает государственная поддержка, направленная на стимулирование технологического новаторства. Ситуация с инновационным бизнесом не совсем удовлетворительна с точки зрения его вклада в региональную экономику и требует анализа. 
Считаю нужным добавить, что в КБР пока ещё не получили должного развития венчурные фонды, создаваемые с целью развития малых и средних предприятий, работающих в научно-технической сфере, и стимулирование их инновационной деятельности.
Как известно, в основе технопарков лежат научные разработки, их коммерциализация и экономический рост. Они – связующее звено между фундаментальной наукой, представляемой ведущими вузами и научными центрами республики, и их промышленным использованием. Полноценный технопарк можно запустить в несколько раз быстрее, если объединить уже действующие, но разрозненные элементы инновационной инфраструктуры, и таким образом органично встроиться в систему региональных рыночных взаимоотношений. И для республики полноценный технопарк при поддержке федерального бюджета станет шансом на основе научно-исследовательской деятельности получить стабильный поток качественных инновационных проектов, обеспечить серьёзные конкурентные преимущества в привлечении инвесторов. 

Пшикан ТАОВ, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, заслуженный деятель науки РФ
Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

18.06.2021 - 08:26

Сезон отгонного животноводства проходит в штатном режиме

По традиции, в Кабардино-Балкарии 1 июня сельскохозяйственные животные переведены на летне-пастбищное содержание.

18.06.2021 - 08:22

Инновационное животноводство в фокусе новой «дорожной карты»

Сегодня приоритетной задачей в сфере агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарии остаётся развитие племенного животноводства на основе инновационных технологий. 

18.06.2021 - 08:21

Некоторые итоги работы малых предприятий

Управление Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу информирует о подведении части итогов работы малых предприятий в первом квартале.

18.06.2021 - 08:15

Кабардино-Балкария подключилась к горячей линии «Антиконтрафакт»

Экспертный совет при государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции организовал горячую линию. За ней закреплён единый федеральный номер: 8-800-333-51-12.

18.06.2021 - 08:07

Инвестиции в садоводство – беспроигрышные вложения

В структуре растениеводства Кабардино-Балкарской Республики садоводство заняло прочную позицию. О перспективах развития этого направления, его экономического аспекта рассказывает директор Северо-Кавказского НИИ горного и предгорного садоводства, доктор сельскохозяйственных наук Владимир Бербеков.