30 мая – День химика. Кабардино-Балкарский референтный центр Россельхознадзора решил рассказать, чем химики отличаются от других исследователей, насколько они любят свою работу и как проходит их день.
Наш герой – Лаура Керефова, химик-аналитик химико-токсикологического отдела.
Мы разговариваем с Лаурой в лабораторном кабинете, пока она раскладывает по ящикам колбы – круглодонные, воронки, фильтры, хроматографические колонки и другие сосуды. Лаура достаёт их из предмета, напоминающего печь, только на полках лежит не еда, а посуда.
– Это то, с чего начинается день в любой лаборатории: нужно разобрать помытую посуду.
– А с чего начинается самый первый день в лаборатории?
– С того, что эту посуду нужно выучить, – улыбается Лаура.
В конце XIX века жизнь химиков была гораздо проще, а сейчас современные учёные работают с ДНК, РНК, антителами и другими биомолекулами. Процесс создания нужного вещества довольно долгий и затратный. Продолжительность процедуры зависит от сложности и стабильности вещества, включает в себя несколько этапов и может занимать от пары дней до нескольких месяцев и лет.
На первом столе у Лауры идёт перегонка жидкости, на втором проходит экстракция вещества, которое вскоре станет флуоресцентным красителем и подсветит антитела, ищущие возбудителей болезни.
– Все исследователи отличаются друг от друга, – говорит Лаура. – Биолог, физик и химик смотрят на объект изучения по-разному, через разные лупы. Если говорить о других критериях, то биологи, наверное, самые чистоплотные, потому что мы – ремесленники, мы создаём всё своими руками. Для нас одинаково важны все органы чувств: и обоняние, и осязание, и вкус.
С двух до шести часов Лаура не сидела на одном месте больше десяти минут. За компьютером открывала электронную версию протокола опыта, заносила наблюдения и план работы в рабочий журнал, рисовала формулы и возвращалась к реакциям.
– Ты не устаешь от работы?
– Иногда бывает, но она доставляет мне удовольствие, особенно когда долго ничего не получается, а потом вдруг добиваешься результата. Поэтому усталость компенсируется.
Лаура выходит в соседнюю комнату к коллеге Амине Баловой. Одна на хроматографе, другая на спектрометре изучают и разделяют вещества. Получившиеся образцы светятся разными цветами радуги в пластиковых пробирках размером меньше мизинца.
– Как узнать, что наука – это твоё?
– Важны две вещи: любовь к науке и трудолюбие. Если есть понимание, что тебе интересно разбирать животных «на запчасти», синтезировать разные вещества или покорять космос. Те ценности, которые диктует современный мир, совершенно противоположны занятиям учёного. Зато сегодня у тебя есть возможность стать кем угодно. Приложи усилия и получи прекрасное образование, от тебя требуется только пройти вступительные испытания. Стоит отметить, что наше высшее образование ещё котируется в мире довольно высоко: старые университеты продолжают держать планку.
– А зачем становиться учёным, исследователем?
– Ты получаешь удовольствие от своей работы: как эстетическое, так и понимание, что ты делаешь что-то реально полезное. Если ты хватаешься за стоящую идею, развиваешь её, преодолеваешь лишения судьбы, у тебя есть все шансы добиться успеха.