|
|
Национальный костюм в контексте истории
28 сентября, 2021 - 13:12
В преддверии Дня черкесского (адыгского) костюма в арт-центре Мадины Саральп открылась выставка «История одного костюма. Продолжение. Часть вторая». В экспозицию вошли два исторических ансамбля адыгской одежды, а также фотографии.
«История одного костюма» – уникальный проект, существующий с 2019 года: тогда в арт-центре был представлен полный комплект адыгской одежды, относящийся к началу двадцатого века. Костюм Мадине Саральп передала его хранительница Аминат Эльмесова. Теперь он стал постоянной частью экспозиции, и на выставке в 2021 году его тоже продемонстрировали, дополнив экспозицию фотографиями.
Стоит отметить, что в 2019 году был выпущен и тематический альбом. Проект включает в себя в том числе и исследовательскую деятельность – его авторы проводят большую работу, изучая не только старинную одежду, но и историю её обладательниц, используя для этого фотографии из семейных архивов. Главная идея, уже несколько лет красной нитью проходящая через каждую экспозицию, – сохранение истории в контексте отдельно взятых семей, костюмов и в итоге целого народа.
– Выставка является второй частью проекта «История одного костюма», – объяснила гостям Мадина Саральп. – Здесь представлены редкие реликвии, оставшиеся в целости и сохранности благодаря людям, которые, несмотря на тяжёлые времена, сохранили эту часть духовного наследия своих предков.
Экспозиция 2021 года включает в себя два прекрасно сохранившихся шёлковых платья – лиловое и зелёное. Оба ансамбля в музей на хранение передала Лейла Магомедовна Тарбастаева (Наурузова) – они принадлежали семье её матери Фени (Фатимы) Султановны Кожоковой.
На самом деле увидеть полностью сохранившийся комплект одежды того периода – редкая удача, ведь в неспокойные годы уникальные вещи нередко передавались из рук в руки и продавались. Оттого ещё более трогательным выглядит бережное отношение к семейной истории.
Как отметила модельер Мадина Саральп, в каждом из этих платьев – дух эпохи, характеристики этнического костюма и вместе с тем влияние моды начала прошлого века:
– Эта одежда – костюм, преобразившийся в городской. Мы видим другой текстиль, замечаем, что это не совсем тот, привычный нам этнический костюм. Но при этом он легко узнаваем по фотографиям наших прабабушек. Перед нами костюм в цвете, живой, с продолжением истории.
Оба наряда можно рассматривать бесконечно – они поражают мельчайшими деталями, красотой сочетания тканей, фактур и цветов. Вышивка, тесьма, элементы из бархата и тафты – каждый стежок на этих платьях был сделан умелыми мастерицами с любовью.
Мадина Саральп тепло поблагодарила Людмилу Кабардокову, которая принимала активное участие в подготовке фотоэкспозиции, и отметила, что для каждого из нас очень важно знать, кто же запечатлён на снимках из семейных фотоальбомов: ведь это тоже часть истории.
О фотоэкспозиции стоит сказать отдельно, ведь все эти снимки – не просто карточки из семейного архива. Каждый дополнен краткой аннотацией, рассказывающей сразу и об истории семьи, и о жизни народа. Ведь история любого человека – это ценная деталь, дополняющая общее полотно событий.
Экспозиция позволяет посетителям насладиться красотой национального костюма, погрузиться в контекст. Так, например, шаль тонкой работы, представленная на одном из стендов, дополнена табличкой, рассказывающей о том, что сестры Кожоковы занимались вышивкой в технике тамбурного шва. В ссылке в Киргизии умение создавать красивые вещи помогло им выжить.
Не менее трогательна история главных «героев» экспозиции – двух комплектов одежды.
– Платья стали своего рода семейной реликвией, их надевали для фотосъёмок и на свадьбу, – поделилась воспоминаниями Лейла Тарбастаева и вспомнила фразу: «Много невест повидали эти одежды». Тот факт, что оба ансамбля так же, как и фотографии, дошли до нас в таком хорошем состоянии – во многом заслуга её матери Фени Кожоковой, которая бережно сохранила семейные реликвии и фотоархив.
К слову, платья намеренно не реставрировали – ведь каждый «шрам» на ткани, по словам Мадины Саральп, говорит с нами на языке прожитого времени.
Два наряда были той ниточкой, которая из поколения в поколение связывала женщин с их народом, культурой, семейными и национальными традициями. Именно поэтому особенно символично будут выглядеть снимки, сделанные уже в наши дни.
Лейла Тарбастаева пришла на церемонию открытия вместе с мужем Алексеем – консультантом по разработке медицинского оборудования компании БРС (Сколково), кандидатом медицинских наук, руководителем сектора исследований и разработки отраслевых образовательных программ Университета Правительства Москвы. Они поблагодарили организаторов за воплощение в жизнь такого важного проекта, а гостей выставки – за интерес к истории и культуре. В рамках церемонии открытия Алексей Тарбастаев прочёл лекцию, посвящённую орнаменталистике.

Марина МАЗУРЕНКО. Фото Артура Елканова
10.12.2025 - 18:41 |
В Тырныаузе появилась остановка-музей, преобразованная в современное экспозиционное пространство. |
07.12.2025 - 09:02 |
Нальчик впервые принял эстафету всероссийской большой оркестровой премии «440 герц». Столицей премии и местом проведения итогового заседания жюри в этом году столица Кабардино-Балкарии стала не случайно – президентом премии в год её основания был дирижёр, народный артист СССР, лауреат двух государственных премий СССР, Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки и двух государственных премий РФ, кавалер ордена Ленина и полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Юрий Темирканов, а в номинации «Дирижёр» Большой оркестровой премии в нынешнем году присвоено имя нашего земляка – как дань памяти и глубокого уважения к маэстро.
|
06.12.2025 - 09:40 |
Вчера в Нальчике на площадке Кабардинского драматического театра имени А. Шогенцукова прошла научно-практическая конференция на тему «Адыгский нартский эпос – выдающийся памятник духовной культуры народа». |
03.12.2025 - 16:32 |
Писатели-юбиляры декабря
2 декабря исполнилось 125 лет со дня рождения русского поэта, Героя Социалистического Труда Александра Андреевича Прокофьева (1900–1971). Его поэзия, пронизанная оптимистическими настроениями, ориентирована на северо-русский говор и фольклор: сборники «Полдень», «Заречье», «Приглашение к путешествию» (Ленинская премия в 1961 году); поэма «Россия» (Государственная премия СССР в 1946 году).
|
28.11.2025 - 13:15 |
В Доме молодёжи в Нальчике прошёл фестиваль моды «WHITE FASHION DAY 2025. Этно-стиль в современной моде».
|
|