Национальный костюм в контексте истории

В преддверии Дня черкесского (адыгского) костюма в арт-центре Мадины Саральп открылась выставка «История одного костюма. Продолжение. Часть вторая». В экспозицию вошли два исторических ансамбля адыгской одежды, а также фотографии.
«История одного костюма» – уникальный проект, существующий с 2019 года: тогда в арт-центре был представлен полный комплект адыгской одежды, относящийся к началу двадцатого века. Костюм Мадине Саральп передала его хранительница Аминат Эльмесова. Теперь он стал постоянной частью экспозиции, и на выставке в 2021 году его тоже продемонстрировали, дополнив экспозицию фотографиями.
Стоит отметить, что в 2019 году был выпущен и тематический альбом. Проект включает в себя в том числе и исследовательскую деятельность – его авторы проводят большую работу, изучая не только старинную одежду, но и историю её обладательниц, используя для этого фотографии из семейных архивов. Главная идея, уже несколько лет красной нитью проходящая через каждую экспозицию, – сохранение истории в контексте отдельно взятых семей, костюмов и в итоге целого народа.
– Выставка является второй частью проекта «История одного костюма», – объяснила гостям Мадина Саральп. – Здесь представлены редкие реликвии, оставшиеся в целости и сохранности благодаря людям, которые, несмотря на тяжёлые времена, сохранили эту часть духовного наследия своих предков.
Экспозиция 2021 года включает в себя два прекрасно сохранившихся шёлковых платья – лиловое и зелёное. Оба ансамбля в музей на хранение передала Лейла Магомедовна Тарбастаева (Наурузова) – они принадлежали семье её матери Фени (Фатимы) Султановны Кожоковой.
На самом деле увидеть полностью сохранившийся комплект одежды того периода – редкая удача, ведь в неспокойные годы уникальные вещи нередко передавались из рук в руки и продавались. Оттого ещё более трогательным выглядит бережное отношение к семейной истории.
Как отметила модельер Мадина Саральп, в каждом из этих платьев – дух эпохи, характеристики этнического костюма и вместе с тем влияние моды начала прошлого века:
– Эта одежда – костюм, преобразившийся в городской. Мы видим другой текстиль, замечаем, что это не совсем тот, привычный нам этнический костюм. Но при этом он легко узнаваем по фотографиям наших прабабушек. Перед нами костюм в цвете, живой, с продолжением истории.
Оба наряда можно рассматривать бесконечно – они поражают мельчайшими деталями, красотой сочетания тканей, фактур и цветов. Вышивка, тесьма, элементы из бархата и тафты – каждый стежок на этих платьях был сделан умелыми мастерицами с любовью.
Мадина Саральп тепло поблагодарила Людмилу Кабардокову, которая принимала активное участие в подготовке фотоэкспозиции, и отметила, что для каждого из нас очень важно знать, кто же запечатлён на снимках из семейных фотоальбомов: ведь это тоже часть истории.
О фотоэкспозиции стоит сказать отдельно, ведь все эти снимки – не просто карточки из семейного архива. Каждый дополнен краткой аннотацией, рассказывающей сразу и об истории семьи, и о жизни народа. Ведь история любого человека – это ценная деталь, дополняющая общее полотно событий.
Экспозиция позволяет посетителям насладиться красотой национального костюма, погрузиться в контекст. Так, например, шаль тонкой работы, представленная на одном из стендов, дополнена табличкой, рассказывающей о том, что сестры Кожоковы занимались вышивкой в технике тамбурного шва. В ссылке в Киргизии умение создавать красивые вещи помогло им выжить.
Не менее трогательна история главных «героев» экспозиции – двух комплектов одежды.
– Платья стали своего рода семейной реликвией, их надевали для фотосъёмок и на свадьбу, – поделилась воспоминаниями Лейла Тарбастаева и вспомнила фразу: «Много невест повидали эти одежды». Тот факт, что оба ансамбля так же, как и фотографии, дошли до нас в таком хорошем состоянии – во многом заслуга её матери Фени Кожоковой, которая бережно сохранила семейные реликвии и фотоархив.
К слову, платья намеренно не реставрировали – ведь каждый «шрам» на ткани, по словам Мадины Саральп, говорит с нами на языке прожитого времени.
Два наряда были той ниточкой, которая из поколения в поколение связывала женщин с их народом, культурой, семейными и национальными традициями. Именно поэтому особенно символично будут выглядеть снимки, сделанные уже в наши дни.
Лейла Тарбастаева пришла на церемонию открытия вместе с мужем Алексеем – консультантом по разработке медицинского оборудования компании БРС (Сколково), кандидатом медицинских наук, руководителем сектора исследований и разработки отраслевых образовательных программ Университета Правительства Москвы. Они поблагодарили организаторов за воплощение в жизнь такого важного проекта, а гостей выставки – за интерес к истории и культуре. В рамках церемонии открытия Алексей Тарбастаев прочёл лекцию, посвящённую орнаменталистике.

Марина МАЗУРЕНКО. Фото Артура Елканова

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

24.07.2024 - 17:04

80–летний юбилей аушигерского самородка

Сегодня многочисленные поздравления по случаю своего 80-летия принимает доктор филологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки КБР, главный научный сотрудник сектора адыгского фольклора Института гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук Адам Мухамедович Гутов.

24.07.2024 - 12:45

Советский писатель

Этим летом исполняется сто лет со дня рождения и сорок пять лет со дня смерти писателя Валентина Грудзинского. С 1945 года он жил и работал в нашей республике, и именно здесь началась его литературная судьба.  

22.07.2024 - 18:36

Выставка на родине – серьёзный шаг

В музее изобразительных искусств им. А.Ткаченко состоялась выставка графических работ заслуженного художника РФ, академика Российской академии художеств Хамида Савкуева, в формате которой прошла его творческая встреча. 

22.07.2024 - 15:11

Народная дипломатия и гражданское общество

В Нальчике в типографии «Принт-Центр» вышла книга «Народная дипломатия и гражданское общество. Сборник материалов». Она издана на средства гранта Президента РФ, предоставленного фондом президентских грантов. Составитель – Лера Нанова.

21.07.2024 - 13:54

«Первым себя ударь…»

Продолжать прекрасные традиции своего народа, гордиться принадлежностью к нему – чем не секрет вечности любого этноса? На Кавказе всегда обращали внимание на происхождение человека, который чем-то проявил себя. Его слава, как и его позор, становились славой или позором всего рода. Адыги говорят: «Родовой признак проявляется до седьмого колена».