В Ресурсном центре развития волонтёрства (добровольчества) Кабардино-Балкарской Республики стартовали курсы «В мире жестового языка» для волонтёров инклюзивного направления и для волонтёров, желающих получить базовые знания в этой области.
Инклюзивное волонтёрство – одно из важнейших направлений современного добровольчества. Помимо оказания различной помощи людям с ограниченными возможностями здоровья волонтёры дарят им живое общение. Именно поэтому подобные курсы – очень полезная инициатива.
Программа курса включает десять занятий, на которых около сорока волонтёров научатся базовым основам русского жестового языка, в том числе и освоят дактиль – жестовый алфавит. Полученные знания позволят добровольцам общаться с людьми с определёнными нарушениями слуха и расширят их возможности в работе по инклюзивному направлению.
– Идея проведения таких курсов появилась, когда мы были на форуме в Северной Осетии-Алании «Мир без границ». Мы оказались в условиях необходимости контактировать с ребятами, общавшимися на жестовом языке, но никто из нас его не знал, – рассказала Милана Хашева, руководитель профильного направления «Инклюзивное волонтёрство». – Министерство просвещения, науки и по делам молодёжи КБР дало нам возможность воплотить эту идею в жизнь.
Организаторы пригласили сотрудника диспетчерского центра сурдоперевода Елену Продовикову, которая с большим удовольствием откликнулась на предложение:
– Меня радует, что есть люди, которым это интересно. Чем больше об этом будут знать, тем лучше будет нашему Обществу глухих. Жестовый язык мне близок, так как я сама из семьи глухих, и для меня это практически родной язык.
Жестовый язык – это интересная система, где большую роль играют не только движения рук, но также мимика и артикуляция. Именно поэтому очень важно чётко проговаривать каждое слово и следить за лицом. Мимика для человека с нарушениями слуха – главный индикатор эмоций: люди, общающиеся на языке жестов, умеют улавливать тончайшие нюансы.
Добровольцы, принимавшие участие в мастер-классе, отнеслись к предмету с большим интересом – Елену буквально засыпали вопросами. С преподавателем волонтёрам повезло: атмосфера на занятии была комфортной и доброжелательной, каждый мог рассчитывать на подробные объяснения и поддержку.
Первое занятие, как и все языковые курсы, началось с изучения основ: алфавита, приветствия, основных вопросов и цифр. Участники занятия не просто повторяли жесты – они увлечённо обсуждали каждый, строя догадки о его появлении. В процессе выяснилось, что жестовый язык не только интересный, но и очень красивый, ведь каждое движение рук наполнено эмоциями.
– Прогресс в изучении жестового языка зависит от самого человека, – объяснила Елена Продовикова. – Играет роль визуальное запоминание жестов и практика. Глухие люди очень социализированы: если они поймут, что вы хотите с ними общаться, – стоит только начать, остальное они подскажут сами. Дактиль – это самое важное в жестовом языке. Большинство слов имеют свои жесты, но есть и те, которые можно показать только с помощью дактиля: это имена, некоторые топонимы и редко употребляемые или новые понятия.
К концу вводного урока волонтёры уже могли представиться с помощью жестового языка, задать несколько базовых вопросов и ответить на них. Помимо этого участники встречи поговорили и о различиях жестов в разных языках – ведь какие-то жесты можно назвать универсальными, а для отдельных слов и букв в разных странах существуют свои обозначения.