Краски с историей

23 ноября отмечается Международный день акварели. Да-да, у этой техники рисования есть свой собственный праздник, призванный показать, что работы, написанные акварелью, ничем не хуже картин, выполненных другими красками.
Идея отмечать Международный день акварели принадлежала мексиканскому художнику Альфредо Гуати Рохо – наверное, не сложно догадаться, в какой технике он работал. Именно он и придумал этот праздник в 1991 году. Многие сходятся во мнении, что активная деятельность Рохо во второй половине двадцатого века сыграла большую роль в возрождении интереса к акварели. Оно началось в родной стране художника Мексике, где он основал Общество акварелистов, а затем Музей акварели. После этого Рохо способствовал открытию похожих обществ и в других странах.
На самом деле искусство написания картин акварелью очень древнее. Считается, что оно возникло в Китае во втором веке нашей эры вместе с изобретением бумаги. Краски для подобных рисунков, которые позже и назовут акварелью, легко растворялись водой – именно это помогало добиться удивительного, невесомого эффекта, плавных переходов и градации цвета. Такие краски в Китае наносили на шёлк или рисовую бумагу. Их использовали не только художники, но и картографы, и писцы.
Впрочем, есть и другая теория: впервые похожие краски придумали в Древнем Египте, притом совершенно случайно: египетские писцы использовали для папирусов краску, состоящую из размельчённой земли с водой и яичным белком.
Несмотря на популярность на Востоке, в Европе эта техника рисунка стала популярной только в семнадцатом веке. В эпоху Возрождения художники пользовались ею для создания предварительных эскизов и миниатюр, но в то время бал правили масляные краски.
В числе художников, писавших акварелью, стоит выделить Альбрехта Дюрера. Не чуждый экспериментов, он любил совмещать различные техники. Акварель, дающую эффект воздушности, он успешно сочетал с гуашью, которая позволяла добиться большей графичности. Акварели Дюрера как бы стоят особняком – плотность цвета и внимание к деталям делают их несколько нехарактерными для классической техники, однако именно им мир живописи во многом обязан популяризацией этого направления.
В Англии в восемнадцатом веке представителями этого вида рисунка изначально выступают любители, большую популярность приобретают портретные миниатюры. Впрочем, позже на акварель обращают внимание и профессионалы – среди них Уильям Тёрнер, чья любовь к передаче на полотнах света, возможно, и привлекла его к этой технике.
Довольно быстро с акварелью подружились книжные иллюстраторы: и по сей день можно встретить множество изданий, украшенных подобными работами.
Расцветом европейской акварели можно назвать вторую половину девятнадцатого и первую половину двадцатого веков. Именно тогда появляются художники, пишущие только этими красками, открывая новые горизонты изобразительного искусства.
В числе поклонников акварели можно назвать Делакруа, Сезанна, Сарджента, братьев Брюлловых, Лагорио, Репина, Бенуа, Врубеля, Кандинского и многих других.
В России первое общество акварелистов появилось в 1887 году, но после революции 1917 года оно прекратило деятельность. В советский период интерес художников к этой технике не угасал. А в 1998 году наступило своеобразное возрождение – появилось Общество акварелистов Санкт-Петербурга. Сейчас в нашей стране даже существует Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.
Для многих с набора медовых акварельных красок начинались школьные уроки рисования, когда мы учились переносить свои впечатления и мечты на бумагу. Ну а те, кто занимался рисованием более активно, наверняка знакомы с красками, расфасованными в маленькие кюветы. Правда, сегодня ассортимент значительно расширился – к услугам художников не только классические краски, но и акварельные карандаши, мелки и маркеры, а также специальная бумага, на которой краски раскрываются лучше всего.
Несмотря на растущую популярность цифрового рисунка, акварель свои позиции не сдаёт – по всему миру проводятся выставки, посвящённые именно этой технике, а разнообразие работ поражает. Любят акварель и в Кабардино-Балкарии – поклонники изобразительного искусства наверняка вспомнят замечательные экспозиции наших художников в стенах республиканских музеев.

Оксана СОКОЛОВА

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

22.07.2024 - 18:36

Выставка на родине – серьёзный шаг

В музее изобразительных искусств им. А.Ткаченко состоялась выставка графических работ заслуженного художника РФ, академика Российской академии художеств Хамида Савкуева, в формате которой прошла его творческая встреча. 

22.07.2024 - 15:11

Народная дипломатия и гражданское общество

В Нальчике в типографии «Принт-Центр» вышла книга «Народная дипломатия и гражданское общество. Сборник материалов». Она издана на средства гранта Президента РФ, предоставленного фондом президентских грантов. Составитель – Лера Нанова.

21.07.2024 - 13:54

«Первым себя ударь…»

Продолжать прекрасные традиции своего народа, гордиться принадлежностью к нему – чем не секрет вечности любого этноса? На Кавказе всегда обращали внимание на происхождение человека, который чем-то проявил себя. Его слава, как и его позор, становились славой или позором всего рода. Адыги говорят: «Родовой признак проявляется до седьмого колена».

20.07.2024 - 20:50

Ода матери

В Национальном музее КБР состоялось открытие юбилейной персональной выставки академика Российской академии художеств, заслуженного художника РФ, народного художника КБР, преподавателя Санкт-Петербургской академии живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Хамида Савкуева. Экспозиция «Анэ» посвящена матери художника.

19.07.2024 - 11:29

Художник мирового уровня

20 июля исполняется 60 лет со дня рождения заслуженного художника России и народного художника Кабардино-Балкарии Хамида Савкуева.  Такими людьми как он, мы по праву можем гордиться. Хамид Владимирович – художник и скульптор мирового   уровня, но при этом его картины проникнуты духом адыгских традиций и культуры.