22 ноября – день рождения заслуженного артиста Кабардино-Балкарии и Республики Адыгея, певца, композитора и актёра Владимира Иванова. В этом году ему исполняется восемьдесят.
К сожалению, Владимир Шамисович не дожил до своего юбилея. Он ушёл внезапно в 2011 году в результате сердечного приступа. С артистами такое бывает: проживая чужие жизни, они значительно сокращают свою…
Время неумолимо, и его не повернёшь вспять. Трудно представить, что Владимира Иванова нет с нами уже двенадцать лет. Казалось бы, совсем недавно он улыбался со сцены поклонникам, пел для них свои удивительные песни, исполнял роли в спектаклях, делился искромётным талантом, оптимизмом и чувством юмора. Иванов обладал удивительной энергетикой, неизменно подтверждая старую истину о том, что талантливый человек талантлив во всём.
К сожалению, талант и пороки могут мирно уживаться в одном человеке. Примеров этому мы видим немало, но Иванов был слеплен совсем из другого теста. Он сочетал в себе искромётный актёрский дар и оставался при этом глубоко порядочным человеком. Коллеги и друзья в буквальном смысле не могут вспомнить о нём ничего плохого.
Он родился в 1943 году в селении Аргудан. Его детство совпало с послевоенным лихолетьем. Как и большинство детей войны, Владимир рано узнал, что такое голод и тяжёлый труд. Он жил так, как жили его сверстники, но отличался от них одной оригинальной чертой. Мальчик был очень артистичен, и это сыграло в его судьбе ключевую роль.
В актёрскую профессию он пришёл сознательно – уже достаточно взрослым человеком. К тому времени Иванов был женат и пел в хоре Музыкального театра. Узнав о наборе в первую кабардинскую студию Щукинского училища, он, недолго думая, решил поступать. Конкурс был внушительный – 13 человек на место, но его это не остановило. Будущих артистов отбирал лично Леонид Калиновский, ставший впоследствии художественным руководителем студии. Намётанным глазом театрального педагога он сразу отметил и оценил талант Владимира Иванова.
Экзамены остались позади, и наш земляк отправился в Москву, чтобы окунуться в другую, незнакомую ему жизнь. Столичные театры, общение с великими советскими артистами, пьянящая атмосфера причастности к тайнам служения искусству – такие вещи не проходят бесследно. Они формируют личность, оставляя на сердце глубокие отметины.
Владимир был значительно старше своих товарищей. В молодости разница в десять лет кажется немыслимой, и вчерашние школьники, что называется, глядели ему в рот. С годами расстояние сузилось, но бывшие однокурсники, продолжали считаться с его мнением.
Леонид Калиновский относился к студентам бережно, и «простых смертных» к ним не подпускал. Ребята из Кабардино-Балкарии выходили на сцену с Михаилом Ульяновым, учились у Этуша и Максаковой. Разумеется, всё это стало для них хорошей школой не только в профессиональном, но и в чисто человеческом плане. Об отношениях Владимира с худруком красноречиво свидетельствует такой факт: своего первого сына студент назвал в честь преподавателя. Таким образом, Иванов-младший стал двойным тёзкой Леонида Владимировича Калиновского.
В 1975 году «щукинцы» вернулись домой. Молодые, горячие и по-хорошему амбициозные, они внесли в театр новую струю и показали несколько иную школу актёрского мастерства. До этого артистов для кабардинской труппы готовил ГИТИС. Владимиру Иванову повезло. Он работал с такими большими актёрами, как Али Тухужев, Калиса Балкарова, Мухарби Сонов, Мурат Болов, Куна Дышекова, Султан Каздохов, Тимофей Жигунов... К молодым коллегам они относились уважительно, без всякой чопорности и превосходства. И, что самое главное, охотно делились с ними опытом и секретами мастерства.
Через два года первому щукинскому выпуску исполнится пятьдесят лет. Сейчас бывшие студенты кабардинской студии уже сами стали мэтрами, а кто-то просто не дожил до наших дней. Юрий Балкаров, Валерий Балкизов, Борис Кажаров, Валентин Камергоев, Феня Машукова, Залим Мирзоев, Мария Нашапигова, Аслан Соблиров, Анатолий Татаров, Руслан Фиров, Жанна Хамукова, Фатима Хачимахова, Борис Хадзегов, Басир Шибзухов, Людмила Шереметова, Анатолий Шихалиев… Поклонникам театра эти имена говорят о многом.
Амплуа Владимира Иванова было разнообразным. Он одинаково хорошо играл как положительных, так и отрицательных героев. Органично чувствовал себя в комедийных спектаклях и в драматических постановках. Его первой большой ролью стал злодей в трагедии Бориса Утижева «Тыргатао». В комедии того же автора «Шутки шутками» Иванов показал себя не менее интересным и убедительным. Он вообще был очень органичным артистом, и многие зрители ходили в театр «на него».
На сцене Владимир Шамисович чувствовал себя как рыба в воде. По словам коллег, он обладал эстрадным талантом и мог вести за собой зал. Работать один на один со зрителем непросто, но Иванову это удавалось без труда.
Ещё в юности он начал писать стихи и со временем стал сочинять мелодии к ним. «Кабардинский бард» – так называли его коллеги. У Иванова был мягкий драматический баритон – к такому жанру он подходит как нельзя лучше. Артист подыгрывал себе на балалайке, и это придавала его манере исполнения свой неповторимый стиль.
Что касается репертуара, он был достаточно богат. Артист пел о любви и о родном крае, исполнял шуточные и злободневные песни. В духе старинных кабардинских наигрышей он рассказывал о взаимоотношениях мужчины и женщины – тема вечная и неисчерпаемая. Наверное, поэтому одной из самых популярных его песен считается «ФIылъагъуныгъэр щымыIамэ» («Если бы не было любви»).
27 марта 2002 года указом Президента КБР Владимиру Шамисовичу Иванову было присвоено почётное звание «Заслуженный артист Кабардино-Балкарской Республики».