Каков порядок направления обращений и их рассмотрения?
Юрисконсульт Андрей Скопинцев заметил, что направление и регистрация письменных обращений граждан осуществляется в порядке, предусмотренном ст.8 федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан». Любой гражданин может направить обращение или записаться на личный приём. Для этого необходимо предоставить документ, удостоверяющий личность. Содержание устного обращения, отмечает Скопинцев, обязательно заносится в карточку личного приёма гражданина, так что затеряться оно не может.
В письменном заявлении указывается: наименование государственного органа или органа местного самоуправления либо должность или ФИО должностного лица, кому адресуют письменное обращение. Указываются фамилия, имя, отчество заявителя; почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответы, уведомление о переадресации обращения; адрес электронной почты, по которому направляются ответ или уведомление о переадресации обращения (в случае направления электронного документа); суть предложения, заявления или жалобы; личная подпись и дата.
В случае необходимости, говорит эксперт, к письменному обращению прилагают документы и материалы либо их копии. Важно помнить, отмечает Скопинцев, что обращение необходимо писать разборчиво, чётко излагать его суть – в противном случае адресат не будет его рассматривать (часть 4 статьи 11 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»). По той же причине, замечает Скопинцев, не следует сопровождать обращение угрозами и оскорблениями (часть 3 ст. 11 закона).
Юрисконсульт обращает внимание, что существуют только три основания, по которым обращение не станут рассматривать: оно написано неразборчивым почерком; в нём содержится ненормативная лексика, угрозы или оскорбление; обращение является анонимным.
В некоторых случаях (если обращение затрагивает неопределённый круг лиц, или в котором обжалуется судебное решение, затрагивающее неограниченный круг лиц) ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещён на сайте соответствующего органа в интернете. Если ответ на обращение уже дан на официальном сайте, в течение 7 дней с момента регистрации автору должен быть сообщён адрес этого сайта.
Обращения, говорит юрисконсульт, должны быть рассмотрены в обязательном порядке и ответ на них должен быть дан в течение 30 дней с момента их регистрации. Если обращение гражданина содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию определённого государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, то оно направляется в компетентный орган.