«Русский чудо-человек»

«Переправа, переправа!/ Берег левый, берег правый,/ Снег шершавый, кромка льда…/ Кому память, кому слава,/ Кому тёмная вода, -/

Ни приметы, ни следа», – в СССР эти строчки знал наизусть любой школьник.
Поэма Александра Твардовского «Василий Тёркин. Книга про бойца», по праву считается одним из самых ярких произведений о Великой Отечественной войне. Ей отдавали должное не только советские литературоведы и писатели. В 1947 году Иван Бунин написал из Парижа Николаю Телешову: «Я только что прочитал А. Твардовского («Василия Тёркина») и не могу удержаться – прошу тебя, если ты знаком и встречаешься с ним, передай ему при случае, что я (читатель, как ты знаешь, придирчивый, требовательный) совершенно восхищён его талантом, – это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный, солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова».
Главный герой поэмы обаятельный и симпатичный человек. Он храбрец и весельчак, который не даёт своим товарищам падать духом. На войне такие люди на вес золота.
Это обычный русский парень со Смоленщины, откуда был родом и сам Твардовский. Вот как поэт описывает своего героя: «Тёркин – кто же он такой?/ Скажем откровенно:/ Просто парень сам собой/ Он обыкновенный./ Впрочем, парень хоть куда./ Парень в этом роде/ В каждой роте есть всегда,/ Да и в каждом взводе./ И чтоб знали, чем силён,/ Скажем откровенно:/ Красотою наделён/ Не был он отменной./ Не высок, не то чтоб мал,/ Но герой – героем./ На Карельском воевал –/ За рекой Сестрою…».
Василий Тёркин не обладает богатырской силой, но в его образе отчётливо прослеживаются эпические черты. Подобно былинным героям, он защищает слабых и приходит на помощь старикам… «Жили-были дед да баба», – пишет о них Твардовский в традиционной сказочной манере.
Автор называет Тёркина «русский чудо-человек», и это определение полностью соответствует замыслу поэмы. Твардовский хотел показать, что именно на таких людях держится русская земля.
Василий Тёркин – балагур и весельчак, душа любой компании. В бою он находчивый и решительный воин, который не растеряется в любой – даже самой критической ситуации. На привале вокруг него всегда собирается компания – Тёркин споёт и сыграет на гармони, никогда не полезет за острым словом в карман. После тяжёлого ранения он вступает в схватку и с самой Смертью, из которой выходит победителем.
Самая известная иллюстрация поэмы – это рисунок художника Ореста Верейского. На нём изображён молодой красноармеец с открытым русским лицом и весёлым прищуром глаз. На плече у него скатка, на голове пилотка, а в руках бумага для самокрутки и кисет.
В поэме вообще очень много внимания уделяется табаку. Достаточно вспомнить хрестоматийную фразу: «И, явившись на вечёрку,/ Хоть не гордый человек,/ Я б не стал курить махорку,/ А достал бы я «Казбек»». Или: «Не прожить, как без махорки,/ От бомбёжки до другой/ Без хорошей поговорки/ Или присказки какой». Сейчас бы это назвали «пропагандой курения», но тогда такие вещи никого не смущали….
Поэма состоит из тридцати частей. Каждая глава – это небольшой эпизод из фронтовой жизни Василия Ивановича Тёркина. В них присутствует хронологическая последовательность. Упоминаются и угадываются исторические сражения и операции Великой Отечественной вой-
ны: отступление 1941-1942 года, битва на Волге, форсирование Днепра, взятие Берлина.
Большей частью «Василий Тёркин» написан четырёхстопным хореем, и этот выбор неслучаен. Именно такой размер характерен для русской частушки. Он делает поэму более народной и очень подходит к её повествовательному жанру.
Работу над поэмой Твардовский начал в 1939 году. Во время финской кампании он служил военкором газеты «На страже Родины». Вася Тёркин – плод совместного творчества членов её редколлегии, среди которых, помимо Твардовского, были Николай Тихонов и Самуил Маршак. Получившийся образ простого русского парня, сильного и добродушного, показался поэту очень удачным. В начале своей литературной карьеры Тёркин стал сатирическим героем небольших стихотворений-фельетонов, написанных для газеты.
23 июня 1941 года Твардовский уезжает на передовую. Он становится военным корреспондентом Юго-Западного, а затем 3-го Белорусского фронта.
Весной 1942-го поэт возвращается в Москву. Собрав разрозненные записи и наброски, он начинает работу над поэмой. «Война всерьёз, и поэзия должна быть всерьёз», – пишет Твардовский в своём дневнике. Осенью того же года в газете Западного фронта «Красноармейская правда» были опубликованы первые главы «книги про бойца, без начала, без конца». Вскоре их перепечатывают центральные издания: «Правда», «Известия», «Знамя». Отрывки из поэмы читают по радио Орлов и Левитан.
«Василий Тёркин» имел грандиозный успех. Когда в 1943 году Твардовский решил закончить поэму, он получил множество писем с просьбой этого не делать. «Книга про бойца» нашла отклик у фронтовиков – на войне она согревала сердца и души. «Свет пройди, – нигде не сыщешь,/ Не случалось видеть мне/ Дружбы той святей и чище,/ Что бывает на войне», – эти простые, но глубокие слова были близки и понятны любому красноармейцу.
Однако, партийное руководство отнеслось к «Тёркину» неоднозначно. Поэму критиковали за пессимизм и отсутствие упоминаний о руководящей роли партии. Секретарь Союза писателей СССР Александр Фадеев говорил, что «поэма отвечает его сердцу», но «…надо следовать не влечениям сердца, а партийным установкам»…
Произведение Твардовского действительно лишено идеологической составляющей. Автор считал, что ритуальные славословия партийного руководства «разрушали бы и замысел, и образный строй поэмы о народной войне». Вероятно, эту точку зрения разделял «лучший друг советских писателей». В 1945 году, ещё до окончания поэмы, Твардовский получил Сталинскую премию.
Даже теперь, спустя восемьдесят лет, «Василий Тёркин» читается на одном дыхании. Сила этой поэмы в её правде, которая не зависит от идеологических установок и политических настроений. Многие её фразы стали крылатыми и прочно во-
шли в нашу устную речь: «нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль», «бой идёт не ради славы, ради жизни на земле», «города сдают солдаты, генералы их берут» – эти и многие другие выражения навсегда стали частью золотого фонда русской литературы.
 

Магомед Дугаев. Фото с сайта: https://www.culture.ru

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

19.02.2025 - 17:40

Народная поправка

Наследие Великой войны

18.02.2025 - 11:28

Дважды герой и маршал

130 лет назад, 18 февраля 1895 года родился советский государственный и военный деятель, маршал Советского Союза Семён Константинович Тимошенко.

13.02.2025 - 16:24

Живой пример доблести

10 февраля 2025 г. ветерану Великой Отечественной войны Хасанби Дзидзуевичу Ламердонову исполнилось 99 лет. Прокурор Терского района Заур Нагацуев принял участие в торжественном поздравлении ветерана с днём рождения.

13.02.2025 - 12:20

Венгерский Сталинград

80 лет назад, 13 февраля 1945 года освобождением Будапешта и разгромом окружённой немецкой группировки завершилась стратегическая наступательная операция войск 2-го и 3-го Украинских фронтов при участии кораблей Дунайской военной флотилии, начавшаяся 29 октября 1944-го.

11.02.2025 - 16:21

Памятная доска на вершине скалистого хребта

В минувшие выходные состоялось ежегодное зимнее восхождение команды молодёжного клуба Русского географического общества «Альтаир». Оно посвящено Году защитника Отечества и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.