День российского кино

27 августа профессиональный праздник отмечают отечественные кинематографисты. День российского кино – праздник с весьма внушительной предысторией: он был учреждён в 1980 году Указом Президиума Верховного Совета СССР, но идея его проведения восходит ещё к временам Октябрьской революции 1917 года.
Руководство советской республики понимало значимость кино и поэтому решило взять этот вид искусства в свои руки – все мы помним крылатую фразу В. Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». 27 августа 1919 года был издан декрет Совета народных комиссаров о национализации кинодела в стране – в честь этого события и была выбрана дата праздника. Премьера первого отечественного фильма в России состоялась значительно раньше: 5 октября 1908 года. Картина режиссёра Владимира Ромашкова «Понизовая вольница» длилась всего семь минут и была снята по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». 
Триумфом в полнометражном кино стал знаменитый «Броненосец Потёмкин» Сергея Эйзенштейна, который вышел на экраны в 1926 году. Картина вошла в золотой фонд советского и мирового кинематографа и по сей день остаётся обязательной к просмотру для студентов кинематографических вузов в России и за её пределами.  
Если говорить о сегодняшних реалиях, то отечественное кино очень изменилось. Многие годы жёсткой цензуры, затем смена общественного строя и почти полная свободе вкупе с отсутствием финансирования закалили и навсегда изменили эту сферу искусства. 
Сегодня можно уверенно сказать, что у нас есть два вектора развития кинематографа: массовые фильмы-однодневки и вдумчивое, традиционно мрачноватое авторское кино. Говоря о последнем, сложно не вспомнить о мастерской Александра Сокурова в КБГУ, выпускники которой уверенно ворвались в мир крупных федеральных и международных кинофестивалей. Некоторых запомнили даже по курсовым и дипломным работам.
Выпуск студийцев в 2015 году положил начало буму молодого авторского кино. Экранизация «Софички» Фазиля Искандера от Киры Коваленко открыла череду ярких и моментами несколько скандальных премьер. Вслед за ней появились спорные, но тепло принятые критиками «Теснота» и «Дылда» Балагова, медитативные и мрачные «Глубокие реки» Битокова и «Слухач» Золотухина. А прямо сейчас в КБР идёт работа над новым фильмом Тины Мастафовой. Неплохой список достижений за пять лет, не правда ли?
Сегодня принято ругать отечественное кино, но если задуматься, то даже в Кабардино-Балкарии оно сейчас переживает период возрождения, пусть и в новом, непривычном для нас качестве. 
Оксана СОКОЛОВА

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

26.12.2024 - 14:40

Нестандартная «Снежная королева»

Перед Новым годом воспитанный Камин рассказывает волшебную сказку, помогая ему, Огонь и Ветер дуэтом читают, Белый Олень поёт с кавказским акцентом, а Маленькая Разбойница гоняет на байке.

24.12.2024 - 11:55

Зимняя сказка

В Москве прошла выставка-ярмарка народных художественных промыслов «Ладья. Зимняя сказка-2024». Это главное событие в мире народного искусства, которое способствует взаимообогащению культур и укреплению дружеских связей между народами России. Организатором выступила ассоциация «Народные художественные промыслы России» при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Торгово-Промышленной палаты России.

23.12.2024 - 14:55

«В жутких розочках»

Летом 2022 года в Нальчике прошёл международный кинофестиваль «Кабардино-Балкария - 100». В числе его почётных гостей была народная артистка России Светлана Немоляева. Она представляла дебютный фильм своей внучки Полины Лазаревой, в котором сыграла главную роль.

22.12.2024 - 19:36

Новые грани и возможности искусства

Свежий взгляд на театр, не разрушающий его сути, полная отдача на сцене и смелые эксперименты – актёры нынешнего поколения не боятся искать новые подходы к роли и необычные способы воплощения персонажа. Они оперируют своими эмоциями, живыми и искренними, и способны убедить зрителя в правдивости собственных переживаний на сцене.

19.12.2024 - 13:32

Брейнрот полный и окончательный

На днях по сети заплясал список самых модных слов года, пробудивший к жизни старый как мир спор между современными «западниками» и «славянофилами» и укрепивший меня в столь же старой мысли о том, что гуманитарные знания ещё сильнее потеснены с занимаемых позиций на пути к бесславной кончине. Впрочем, так ли всё безнадёжно?