В лицее для одарённых детей детской академии творчества «Солнечный город» прошли открытые уроки астрономии и кабардинского языка с участниками всероссийских педагогических конкурсов.
Урок астрономии
Занятие по астрономии провёл победитель регионального этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года-2022», учитель физики и астрономии лицея №2 г.о. Нальчик Аслан Кашежев.
Участие в конкурсе «Учитель года» Аслан Кашежев принимает не впервые: в 2015 году он как учитель физики стал победителем муниципального и регионального этапов. В этот раз педагог выбрал для конкурса астрономию.
К слову, «Учитель года» – не единственный профессиональный конкурс, в котором Аслан Кашежев ярко проявил себя. Он вошёл в число 34 полуфиналистов и стал единственным полуфиналистом из регионов Северо-Кавказского федерального округа в телевизионном проекте «Классная тема». Впереди – борьба за право выступить в финальном гранд-шоу на телеканале «Россия».
Открытый урок – часть подготовки Аслана Кашежева к всероссийскому этапу конкурса «Учитель года», который состоится уже в этом месяце в Тюменской области. Для учеников это хорошая возможность узнать что-то новое, а для педагога – применить свои наработки на практике, в условиях, максимально приближённых к конкурсным. Занятие было ориентировано на старшеклассников. Лицеисты порадовали педагога эрудицией, ответив на многие сложные вопросы.
На уроке также присутствовали и.о. министра просвещения и науки КБР Анзор Езаов, представители ведомства, руководство лицея ДАТ «Солнечный город» и лицея №2.
– Какое-то время назад астрономия просто исчезла из преподавания, а где-то с 2015–2016 года она вернулась в программу, – отметил Аслан Кашежев. – Но всё то время, что мы не изучали этот предмет, астрономия не стояла на месте. Мир ушёл далеко вперёд, совершается множество открытий, о которых мы узнаём опосредованно. Мне кажется, я могу рассказать об астрономии что-то новое и интересное, так как сам стараюсь быть в курсе последних открытий.
На занятии обсудили в том числе и новейший телескоп имени Джеймса Уэбба: изображения, полученные с его помощью, вполне возможно, изменят наши представления о Вселенной. Также Аслан Кашежев заострил внимание учеников на том, что за последние пять лет как минимум три нобелевских лауреата выступили с разработками, напрямую касающимися космической сферы. Не обошёл учитель стороной и современные технологии: на самом деле космические разработки уже прочно вошли в нашу жизнь, мы используем их не задумываясь. Помимо современных реалий темой урока стала Солнечная система.
Для Аслана Кашежева это не первый подобный урок, педагог планирует опробовать материал ещё несколько раз, чтобы выработать оптимальную схему занятия и достойно представить республику на федеральном этапе «Учителя года».
Урок кабардинского языка
Открытый урок кабардинского языка для русскоязычной группы семиклассников провела участница всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы», учитель кабардино-черкесского языка и литературы школы№4 г.о. Баксан Залина Кауфова. Совсем скоро ей предстоит представить нашу республику в Ставрополе. К слову, Министерство просвещения РФ в этом году проводит такой конкурс впервые. Главная его цель – поддержка учителей родного языка и родной литературы, распространение передового опыта преподавания этих предметов.
Помимо школьников за ходом урока наблюдали представители Министерства просвещения и науки КБР, а также педагоги.
– До этого я никогда не работала в русскоязычном классе, это мой первый пробный опыт, надеюсь, он мне поможет, – рассказала Залина Кауфова – Моя методическая мастерская основана на движущей силе, которой являются именно дети, а уникальным движением – мои методические разработки. Урок создан в соответствии с нормами ФГОС и ориентирован на открытие новых знаний, умений и навыков. Именно с помощью детей я создаю методические материалы, с их помощью я стала педагогом.
Тема открытого урока – «Золотая осень». Занятие было выстроено таким образом, чтобы ученики не только узнали что-то новое, но и стали активными участниками образовательного процесса. Работая с детьми, Залина Кауфова использует самые разные приёмы, в том числе и игровой формат, чтобы в доступной форме объяснить детям различные нюансы предмета, заинтересовать их.
Не менее важным аспектом в деятельности педагога она считает и работу с родителями. Именно поэтому Залина выступила инициатором открытия клуба «Анэбзэ» («Языку матери»), который дети посещают с родителями, бабушками и дедушками. Благодаря встречам прогресс в изучении языка наметился не только у школьников, но и у родителей.
Как мы уже говорили выше, подобные пробные уроки позволяют педагогу увидеть, как его методические разработки реализуются на практике, услышать мнение детей и коллег, доработать занятие. Ну а нам остаётся пожелать республиканским педагогам удачи на всероссийских конкурсах профессионального мастерства.