В Международный день борьбы с коррупцией заместитель начальника управления Генеральной прокуратуры РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Попов и старший прокурор управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры РФ Сергей Пономарёв рассказали представителями средств массовой информации о состоянии законности и практики прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в СКФО.
Достигнута договорённость о дальнейшем взаимодействии в целях правового информирования населения о борьбе с коррупцией в округе. В частности, отмечалось, что, согласно Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц и групп, а также многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для частного использования. Кроме того, к коррупционным явлениям относится и непотизм (кумовство, семейственность). Издержки коррупции – это не только миллиарды растраченных или расхищенных государственных средств. Наиболее ярко они проявляются в отсутствии социальных объектов, которые могли бы быть построены на эти средства.
Коррупция разрушает возможности и порождает принимающее угрожающие масштабы неравенство. Это явление подрывает права человека и нарушает деятельность органов государственной власти, сдерживает экономический рост и создаёт диспропорции на рынках. Органами прокуратуры СКФО на системной основе проводятся проверки соблюдения антикоррупционного законодательства, ведётся масштабная работа по выявлению и предупреждению коррупционных правонарушений. Только в текущем году по результатам прокурорских проверок выявлено более 20 тысяч нарушений законодательства о противодействии коррупции. Для их устранения внесено более 5 тысяч представлений, принесено более 2,5 тысячи протестов на незаконные правовые акты, в суды направлено свыше 600 исковых заявлений на сумму, превышающую 950 млн рублей. По требованию прокуроров более 6,5 тыс. лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. По материалам прокурорских проверок возбуждено 169 уголовных дел.
За десять месяцев текущего года правоохранительными органами округа выявлено 1970 преступлений коррупционной направленности, из которых 781 преступление, или 39%, составляют преступления, связанные с взяточничеством. На территории округа зарегистрировано 200 фактов получения взятки, 191 – дачи взятки и 50 – посредничества во взяточничестве.
При этом, как уже не раз отмечалось руководством Генеральной прокуратуры РФ, нет гонки за цифрами и показателями. На первое место ставится качество надзорной деятельности, оперативной работы и следствия. В связи с этим хотелось бы отметить, что в 2019 году в производстве следственных органов округа находилось в два раза больше (38 по сравнению с 17) коррупционных деяний, совершённых организованными группами или преступными сообществами.
Причинённый коррупционными преступлениями ущерб составляет более 7 млрд рублей. При этом коррупционерами добровольно возмещено порядка 1,2 млрд рублей, у них изъято имущества более чем на 10 млн рублей.
Судами Северо-Кавказского федерального округа по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности вынесено свыше 600 обвинительных приговоров в отношении более чем 670 человек. Из них, в частности, осуждены 63 сотрудника правоохранительных органов, а также 70 должностных лиц органов госвласти и местного самоуправления, значительная часть которых – главы муниципальных образований и местных администраций.
По поручению заместителя Генерального прокурора РФ Д. Демешина 5 декабря в Нальчике проведён межведомственный семинар «Актуальные вопросы противодействия коррупции на территории Северо-Кавказского федерального округа», по итогам которого выработаны дополнительные меры по совершенствованию надзорной деятельности и формированию в округе единообразной практики применения антикоррупционного законодательства.
Практика прокурорского надзора показывает, что органами и организациями проводится антикоррупционная работа, реализуются основные подходы и методы противодействия коррупционным проявлениям. Вместе с тем уровень коррупции среди служащих напрямую зависит от эффективности деятельности подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений, и именно поэтому при осуществлении надзора особое внимание прокуроры уделяют исполнению предусмотренных антикоррупционным законодательством обязанностей со стороны должностных лиц указанных подразделений. Прокурорами округа выявляются факты близкого родства и свойства служащих, представления недостоверных сведений о доходах и расходах, их участия в предпринимательской деятельности, непринятия мер по урегулированию конфликта интересов.
Так, один из министров Карачаево-Черкесской Республики не указал сведения о доле участия своей супруги в коммерческой организации. Советником председателя Правительства Республики Дагестан не показаны сведения о наличии в собственности автомобиля. Исполняющий обязанности заместителя министра в Республике Ингушетия являлся индивидуальным предпринимателем. В Кабардино-Балкарской Республике заместитель регионального министра участвовал в проверке документов о предоставлении субсидии из республиканского бюджета крестьянскому фермерскому хозяйству, главой которого является дочь его родного брата.
Глава администрации одного из городов Республики Северная Осетия-Алания не принял меры к урегулированию конфликта интересов при рассмотрении представления прокуратуры республики, внесённого в администрацию города в целях устранения нарушений закона при предоставлении земельного участка коммерческой организации, руководителем и единственным участником которой являлась его мать.
В настоящее время особое внимание обращено на выявление в регионе Кавказских Минеральных Вод коррупционных проявлений органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и граждан при предоставлении и использовании земельных участков, вырубке лесных насаждений, незаконной застройке территорий в зонах санитарной охраны, добыче, розливе и реализации минеральной воды.
Уже видны определённые результаты этой работы. В конце ноября по фактам хищения и причинения городу-курорту Кисловодску ущерба в размере более 4,7 млн рублей возбуждено уголовное дело в отношении руководителя одной из коммерческих организаций, которая, являясь исполнителем муниципального контракта, путём обмана получила денежные средства за якобы выполненные работы по разработке проекта городской черты города-курорта, которые фактически исполнены не были.
В округе имеются проблемы с проведением ведомственной антикоррупционной экспертизы нормативных актов в органах государственной власти и местного самоуправления. Как результат, в Чеченской Республике в каждом пятом правовом акте и его проекте, прошедшем подобную экспертизу, прокурорами установлены коррупциогенные нормы, в Кабардино-Балкарской Республике – в каждом шестом.
Прокурорами проводится работа по привлечению виновных лиц к административной ответственности за коррупционные правонарушения. Значительная часть их – административные правонарушения, связанные с незаконным трудоустройством бывших чиновников в коммерческие структуры после их увольнения с госслужбы (статья 19.29 КоАП РФ). Например, по постановлению прокуратуры КБР судом к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей привлечено общество с ограниченной ответственностью, не сообщившее в управление Федерального казначейства по КБР о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим указанного управления.
В округе распространены и такие административные правонарушения, как незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28 КоАП РФ). Так, судом рассмотрено возбуждённое прокурором г. Пятигорска Ставропольского края дело в отношении коммерческой организации, в интересах которой были переданы денежные средства должностному лицу территориального органа Росздравнадзора по краю за несоставление протокола об административном правонарушении. Юридическому лицу назначен административный штраф в размере 500 тыс. рублей.
Всего за 9 месяцев 2019 года по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечены более 600 лиц, совершивших коррупционные правонарушения. При этом наложенные на них суммы штрафов достаточно весомы – 15,7 млн рублей. Для повышения эффективности работы по взысканию административных штрафов за незаконное вознаграждение от имени и в интересах юридических лиц прокурорами округа применяется процедура ареста имущества организаций, закреплённая в законодательстве в августе 2018 года по инициативе Генеральной прокуратуры РФ.
Особо отмечена работа прокуроров субъектов округа по контролю за соответствием расходов служащих их доходам. За 9 месяцев 2019 года прокурорами инициировано 12 процедур осуществления контроля за расходами, по их результатам в суд предъявлено четыре исковых заявления об обращении в доход РФ имущества, законность приобретения которого не подтверждена, на сумму порядка 163 млн рублей.
На этом направлении работы заслуживает внимания принципиальная позиция прокуратуры Ставропольского края. Так, в ноябре 2018 года судом лишь частично были удовлетворены исковые требования прокурора об обращении в доход РФ денежных средств, полученных от реализации сберегательных сертификатов Сбербанка России, приобретённых супругой одного из бывших краевых министров. Однако по итогам рассмотрения внесённого прокурором представления Ставропольским краевым судом исковые требования удовлетворены в полном объёме, в доход государства взыскан денежный эквивалент стоимости сберегательных сертификатов в размере 31 млн рублей.
По инициативе Генеральной прокуратуры РФ внесены изменения в законодательство, в соответствии с которыми прокуроры наделены полномочиями контролировать расходы служащих, уволившихся до принятия в их отношении решений по результатам проверок. Такой контроль возможен в течение шести месяцев со дня увольнения или освобождения служащего от должности.
В округе на системной основе осуществляется работа по противодействию коррупционным проявлениям в правоохранительных органах. Факты причастности тех или иных сотрудников правоохранительных органов к коррупционным деяниям выявляются повсеместно. Как отмечалось ранее, в текущем году судами за коррупционные преступления уже осуждены более 60 сотрудников правоохранительных органов округа.
В КБР возбуждено и расследуется уголовное дело в отношении должностных лиц республиканского Министерства внутренних дел. Следствием установлено, что сотрудники министерства через посредников получили взятку на общую сумму более 40 млн рублей за незаконный проезд транспортных средств с алкогольной и спиртосодержащей продукцией по территории республики. Фигурантами уголовного дела являются руководители структурных подразделений министерства, в том числе подразделения собственной безопасности, которым избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В Республике Ингушетия высокопоставленный сотрудник республиканского МВД требовал от гражданина 700 тыс. рублей за трудоустройство в органы внутренних дел.
В Ставропольском крае заместитель начальника управления уголовного розыска Главного управления МВД России по Ставропольскому краю для получения финансовой выгоды создал на территории края преступное сообщество, которое занималось вовлечением в занятие проституцией и организацией занятия проституцией с применением насилия. В результате осуществления незаконной деятельности получен доход в размере более 37 млн рублей.
Прокурорами субъектов СКФО заметно активизирована работа по увольнению нерадивых чиновников в связи с утратой доверия. Если в 2017 году в результате прокурорского вмешательства были уволены 49 должностных лиц, то в 2018 году – 53, а за девять месяцев текущего года – уже 90. С 2018 года сведения об увольняемых в связи с утратой доверия вносятся в специальный реестр, размещённый в открытом доступе в сети интернет. Основанием для применения такого вида наказания являются лишь грубые коррупционные правонарушения. Это умышленное сокрытие сведений о принадлежащем недвижимом и движимом имуществе, полученных доходах и произведённых расходах, непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, занятие предпринимательской деятельностью или управление коммерческой организацией.
Например, в КБР в связи с утратой доверия уволен служащий местной администрации, который, не уведомив о конфликте интересов, принял участие в аукционной комиссии по продаже права на аренду муниципальных земельных участков. При этом победителем аукциона была признана его супруга.
В Республике Дагестан по представлению прокурора заместитель главы одной из сельских администраций уволен за непредставление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
За аналогичные нарушения в Республике Ингушетия досрочно прекращены полномочия 27 депутатов представительных органов местного самоуправления республики.
Александр Попов сообщил, что Международный день борьбы с коррупцией был учреждён по инициативе ООН 9 декабря 2003 г., в тот же день была принята Конвенция против коррупции. Конвенция является важным инструментом международного права для противодействия коррупции, наносящей ущерб развитию всех стран и представляющей угрозу демократии и режиму правового государства. В связи с этим борьба с таким разлагающим явлением становится приоритетным направлением деятельности органов прокуратуры. Борьба с коррупцией и впредь будет приоритетным направлением деятельности Управления Генеральной прокуратуры РФ в Северо-Кавказском федеральном округе.