Решение работодателя о невозможности выполнения работником трудовых обязанностей и его увольнении при отказе от перевода на другую работу, соответствующую состоянию здоровья, принимается по результатам экспертизы профпригодности работника к выполнению отдельных видов работ, зафиксированным в медицинском заключении.
На это требование закона указал Верховный суд РФ, рассмотрев дело Дианы Ш..
22 года она проработала стоматологом, затем бюро медико-социальный экспертизы установило ей вторую группу инвалидности, для неё была разработана индивидуальная программа реабилитации. Приказом работодателя на основании ст. 76 ТК РФ и справки об установлении инвалидности Диана Ш. была отстранена от выполнения трудовых обязанностей. Её ознакомили с перечнем вакантных должностей, не противопоказанных ей для работы по состоянию здоровья, - оператор ЭВМ, уборщик служебных помещений в различных структурных подразделениях, дворник, машинист по стирке и ремонту спецодежды. Она отказалась, после чего был издан приказ об увольнении.
Диана Ш. посчитала эту ситуацию незаконной, поскольку справка об установлении инвалидности и индивидуальная программа реабилитации инвалида не являются документами, подтверждающими её профессиональную непригодность для работы стоматологом. Ведь на медицинскую экспертизу по вопросу о пригодности к выполнению работы в её должности работодатель Диану Ш. не направил. За защитой она обратилась в суд.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации сослалась на неоднократные указания Конституционного суда РФ: возможность прекращения трудового договора в случае отказа работника от постоянного или временного (на срок более четырёх месяцев) перевода на другую работу, необходимого в соответствии с медицинским заключением, либо отсутствия у работодателя соответствующей работы, направлена на охрану здоровья работника. Необходимость перевода на другую работу должна быть установлена специализированным органом и зафиксирована в медицинском заключении, выданном в установленном порядке. Это предполагает использование объективных критериев и исключает произвольное применение подобного основания прекращения трудового договора.
Экспертиза профессиональной пригодности проводится врачебной комиссией медицинской организации с привлечением врачей- специалистов по результатам предварительных медицинских осмотров и периодических медицинских осмотров, указывал ВС РФ. Порядок её проведения, форма медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При таких обстоятельствах приказы работодателя об отстранения Дианы Ш. от работы и её увольнении по пункту 8 части 1 статьи 77 ТК РФ незаконны. Справка об инвалидности и индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданные Диане Ш., не содержат сведений о её профессиональной непригодности к работе на занимаемой должности врача стоматолога -терапевта, а доказательств, подтверждающих наличие медицинского заключения о её непригодности к выполнению отдельных видов работ, представлено не было.
Зинаида Мальбахова